Рассказываем, каких именно, а ещё разбираемся, что за задачи решает SMM-менеджер и какую пользу приносит бизнесу.
- Кто такой SMM-специалист
- Основные функции SMM-менеджера
- Какими навыками должен обладать SMM-специалист
- Как понять, какой SMM-менеджер вам нужен
- 5 причин сменить подрядчика по SMM
- Как найти крутого SMM-эксперта
Кто такой SMM-специалист
Современные социальные сети — это многофункциональные платформы с огромной аудиторией. Чтобы обеспечивать присутствие бренда и выстраивать эффективные коммуникации с подписчиками на таких площадках, необходим SMM-менеджер.
На небольших проектах SMM-специалист самостоятельно готовит контент и настраивает таргеты для рекламы. В этом случае он совмещает обязанности копирайтера, таргетолога, дизайнера и аналитика.
Если SMM-специалист отвечает за крупный бренд, то он может выступать руководителем команды. В этом случае он распределяет задачи между разными исполнителями, например копирайтерами, дизайнерами, подрядчиками по фото и видео, аналитиками.
Ожидания от работы SMM-щика также меняются в зависимости от размера компании. Например, в малом бизнесе специалист по соцсетям часто сосредоточен на продаже товаров и услуг, а в крупных компаниях — на развитии сообщества вокруг бренда.
Основные функции SMM-менеджера
Какие конкретно задачи будет выполнять специалист по соцсетям, зависит от специфики бизнеса. В целом, усреднённый портрет SMM-менеджера по функциям выглядит так:
- Разработка стратегии по продвижению бренда в соцсетях
SMM-щик изучает продукт, целевую аудиторию и конкурентов, формулирует tone of voice для взаимодействия с подписчиками. А ещё следит за графиком публикаций и актуальными трендами, ищет новые способы для продвижения бренда и привлечения подписчиков.
- Составление контент-плана
Специалист планирует публикацию постов на неделю, а иногда на месяц вперёд. Это могут быть новости компании, уведомления о скидках, конкурсы, викторины, развлекательные видео. В контент-плане обычно указывают, какой охват и вовлечённость должны обеспечить публикации.
- Создание и размещение контента
Очень часто SMM-менеджер самостоятельно пишет посты, подбирает или создаёт для них креативы, фото, видео. В некоторых случаях поручает соответствующие задачи копирайтерам и дизайнерам.
Также менеджер по соцсетям адаптирует контент для разных площадок. Например, преобразует лонгрид для VK в короткий пост из ключевых тезисов для канала в Telegram.

- Коммуникация с подписчиками
Во многих компаниях именно SMM-щик общается с подписчиками в социальных сетях: отвечает на комментарии и вопросы под постами или в личных сообщениях, модерирует обсуждение. От мастерства коммуникации с подписчиками зависит имидж компании и лояльность пользователей.
- Привлечение аудитории в паблики и каналы
Специалист по соцсетям придумывает активности, конкурсы и интерактивы, чтобы увеличить количество подписчиков. Это могут быть спецпроекты, конкурсы, коллаборации с блогерами или схожими по тематике брендами.
Читайте также:
- Медиапотребление: как бизнесу работать с контентом в 2023-2024 годах
- Как создать SMM-стратегию
- Что важно знать о контент-маркетинге
- Правила общения с клиентами: по телефону, в соцсетях, в офлайне
- Как работать с возражениями клиентов с помощью инструментов маркетинга
- Как МТС Маркетолог делает маркетинг: инструменты и результаты
Какими навыками должен обладать SMM-специалист
Навыки SMM-щика можно разделить на универсальные (soft skills) и профессиональные (hard skills).
Универсальные:
- Творческое мышление — помогает разрабатывать креативные кампании для продвижения бренда, экспериментировать с форматами.
- Коммуникативные навыки — необходимы для активного общения с аудиторией, блогерами, подрядчиками. Особенно такие навыки помогают в работе с возражениями и негативными комментариями.
- Внимательность — SMM-специалист должен тщательно проверять тексты и креативы перед публикацией: содержание, контекст, наличие ошибок, tone of voice бренда.
- Стратегическое мышление — при работе с SMM необходимо изучать целевую аудиторию, попадать в боли подписчиков, прогнозировать результаты.
- Стрессоустойчивость — SMM-щику важно подстраиваться под меняющуюся ситуацию и быстро реагировать на инфоповоды. Например часто приходится оперативно отрабатывать негатив от подписчиков или придумывать план действий, есть стратегия компании изменилась.

Среди наиболее важных профессиональных навыков можно выделить:
- Работа с текстом
Специалист должен писать тексты, которые будут понятны аудитории и обеспечат позитивный имидж бренда. Важно, чтобы в постах прослеживалась структура, тональность и основная мысль.
Читайте подробнее:
- Техники мозгового штурма: 7 приёмов для генерации идей и решений
- Tone of voice: почему у бренда должен быть свой голос и как его найти
- Редактирование текста: как и что исправить, чтобы опубликовать интересный материал
- 12 форматов контента для блога и социальных сетей
- Психология цвета в маркетинге: как цвет влияет на продажи
- Как создать цепляющий заголовок для поста или статьи: 9 эффективных приёмов
- Аналитика данных
SMM-специалист должен владеть инструментами для аналитики социальных сетей, аудитории, конкурентов и эффективности своей работы. Например, такими решениями, как YouScan, Popsters, Media-VK, Target Hunter.

- Работа с графическими программами
Если кроме текста SMM-щик отвечает за визуалы, ему не обойтись без навыков работы в редакторах графики. Как минимум, следует освоить Photoshop, Canva, Visme или их аналоги.
- Работа с видео
Грамотный SMM-специалист должен совмещать в себе навыки сценариста, режиссёра, оператора и монтажёра, чтобы создавать привлекающие внимание видеоролики для соцсетей.
Читайте подробнее:
- Работа с нейросетями
Сегодня нейросети — один и самых ценных инструментов для создания контента в соцсетях. Поэтому SMM-щик должен быть на «ты» с Midjourney, ChatGPT, Stable Diffusion и прочими популярными решениями.
В первую очередь специалист должен уметь грамотно составлять промпты (запросы), чтобы быстро получать цепляющие креативы.
- Навыки таргетолога
В небольших компаниях часто требуют, чтобы SMM-менеджеры умели настраивать и оптимизировать рекламные кампании в социальных сетях. С помощью такой таргетированной рекламы можно решать перформанс-задачи (повышать продажи, привлекать новых клиентов) или бренд-задачи (повышать узнаваемость бренда и привлекать новых подписчиков).
Например, чтобы получить подписчиков для Telegram-канала, можно настроить рекламу через платформу МТС Маркетолог. Подробнее о том, как это сделать и пройти модерацию с первого раза.
Как понять, какой SMM-менеджер вам нужен
Специалист по соцсетям может быть штатным сотрудником, специалистом из агентства или фрилансером.
- Если вам необходимо, чтобы SMM-менеджер вёл простые форматы с равномерной нагрузкой, которую вполне можно поручить одному человеку, можно нанять штатного сотрудника. Такой менеджер сможет взять на себя не только постинг, но и общение с аудиторией.
- Разноообразные задачи, коллаборации, сквозная аналитика, разработка уникальной стратегии, работа со сложными механиками создания и продвижение контента — всё это обычно выполняют узкопрофильные специалисты. Держать такую команду в штате довольно дорого. Оптимальный вариант — нанять для этой цели агентство.
- Небольшим компаниям, как правило, требуется несколько постов неделю. В данном случае вполне достаточно SMM-щика на фрилансе, который будет получать задачи от маркетолога.

Читайте также:
- Тренды и новые рекламные решения для 2024 года: итоги большой конференции МТС Маркетолога
- Топ-5 инструментов для лидогенерации от МТС Маркетолога: обзор и рекомендации
- Как превратить охватный инструмент в brandformance: кейс от сети пиццерий
- Как продавать косметику и парфюмерию с помощью SMS-кампаний
- В помощь новичкам: как запустить рекламу в МТС Маркетологе с первого раза
5 причин сменить подрядчика по SMM
Независимо от того, работаете ли вы со штатным сотрудником, фрилансером или агентством, есть несколько маркеров, которые покажут — специалист не выполняет свои задачи. Скорее наоборот — сводит эффективность работы с соцсетями к нулю.
- Измеряет успех только лайками
Количество лайков — лишь одна из метрик. Исключительно по ней анализировать эффективность SMM-стратегии нельзя. Специалист должен отслеживать охват, вовлечённость, переходы на сайт, заказы на торговой витрине бренда (если есть).
- Постит сообщения строго по контент-плану без реакции на ситуации
Контент-план помогает отслеживать, как активность компании в соцсетях решает задачи бизнеса. Однако абсолютно строгое следование ему не всегда может идти на пользу. Например, если SMM-менеджер не умеет быстро отреагировать на спонтанный тренд, переоформить пост под новый формат, отработать срочную новость — даже не заложенную в контент-плане, — результаты его работы, скорее всего, получатся довольно безликими и пресными.
- Не следит за трендами
Если специалист сфокусировался на каком-то одном формате, скорее всего, он быстро проиграет в гонке за внимание аудитории. Тот же эффект получится, если публиковать креативы, которые были популярны много лет назад — например, демотиваторы.
- Не любит экспериментировать
Продвижение в соцсетях, как и любая маркетинговая активность, — это тестирование гипотез. Если SMM-щик использует одинаковый подход к промокампаниям, не экспериментирует с трендами и форматами, охватов и вовлечённости подписчиков добиться будет сложно.
Как найти крутого SMM-эксперта
На что обращать внимание при выборе специалиста по соцсетям:
- Портфолио и кейсы — изучите, использует ли SMM-менеджер в своей работе современные тренды. При этом важно, чтобы специалист умел находить индивидуальные решения под конкретный бизнес.
- Отзывы — в идеале, должны быть развёрнутыми, подробными.
- Насколько SMM-менеджер готов погружаться в продукт и задачи бизнеса — обычно это выясняют во время собеседования. Уточните, умеет ли SMM-менеджер создавать креативные рекламные кампании и масштабировать их под особенности заказчика, может ли адаптировать форматы постов под разные продукты. Также выясните, как специалист отрабатывает негатив от подписчиков, оценивает вовлечённость, выстраивает и отслеживает стратегию продвижения.
Узнайте, как другие специалисты могут помочь развиваться вашему бизнесу:
Как мы запускали рекламу в социальных сетях: