От дизайна постов до аналитики: почему сегодня бизнесу не обойтись без SMM-менеджера

Когда бизнес только начинал осваивать соцсети, SMM-менеджер выполнял простые задачи — писал тексты, находил к ним картинки, публиковал посты. Сегодня социальные сети (они же Social Media) — сложный маркетинговый инструмент, который требует от специалиста профильных знаний и навыков.

Рассказываем, каких именно, а ещё разбираемся, что за задачи решает SMM-менеджер и какую пользу приносит бизнесу.

Содержание
  • Кто такой SMM-специалист
  • Основные функции SMM-менеджера
  • Какими навыками должен обладать SMM-специалист
  • Как понять, какой SMM-менеджер вам нужен
  • 5 причин сменить подрядчика по SMM
  • Как найти крутого SMM-эксперта

Кто такой SMM-специалист

Современные социальные сети — это многофункциональные платформы с огромной аудиторией. Чтобы обеспечивать присутствие бренда и выстраивать эффективные коммуникации с подписчиками на таких площадках, необходим SMM-менеджер. 

На небольших проектах SMM-специалист самостоятельно готовит контент и настраивает таргеты для рекламы. В этом случае он совмещает обязанности копирайтера, таргетолога, дизайнера и аналитика. 

Если SMM-специалист отвечает за крупный бренд, то он может выступать руководителем команды. В этом случае он распределяет задачи между разными исполнителями, например копирайтерами, дизайнерами, подрядчиками по фото и видео, аналитиками.

Ожидания от работы SMM-щика также меняются в зависимости от размера компании. Например, в малом бизнесе специалист по соцсетям часто сосредоточен на продаже товаров и услуг, а в крупных компаниях — на развитии сообщества вокруг бренда.

Основные функции SMM-менеджера

Какие конкретно задачи будет выполнять специалист по соцсетям, зависит от специфики бизнеса. В целом, усреднённый портрет SMM-менеджера по функциям выглядит так:

  • Разработка стратегии по продвижению бренда в соцсетях

SMM-щик изучает продукт, целевую аудиторию и конкурентов, формулирует tone of voice для взаимодействия с подписчиками. А ещё следит за графиком публикаций и актуальными трендами, ищет новые способы для продвижения бренда и привлечения подписчиков. 

  • Составление контент-плана

Специалист планирует публикацию постов на неделю, а иногда на месяц вперёд. Это могут быть новости компании, уведомления о скидках, конкурсы, викторины, развлекательные видео. В контент-плане обычно указывают, какой охват и вовлечённость должны обеспечить публикации.

  • Создание и размещение контента

Очень часто SMM-менеджер самостоятельно пишет посты, подбирает или создаёт для них креативы, фото, видео. В некоторых случаях поручает соответствующие задачи копирайтерам и дизайнерам. 

Также менеджер по соцсетям адаптирует контент для разных площадок. Например, преобразует лонгрид для VK в короткий пост из ключевых тезисов для канала в Telegram.

смм менеджер
Специальные платформы для постинга, вроде SMM Planner, позволяют размещать посты сразу в нескольких соцсетях
  • Коммуникация с подписчиками

Во многих компаниях именно SMM-щик общается с подписчиками в социальных сетях: отвечает на комментарии и вопросы под постами или в личных сообщениях, модерирует обсуждение. От мастерства коммуникации с подписчиками зависит имидж компании и лояльность пользователей.

  • Привлечение аудитории в паблики и каналы

Специалист по соцсетям придумывает активности, конкурсы и интерактивы, чтобы увеличить количество подписчиков. Это могут быть спецпроекты, конкурсы, коллаборации с блогерами или схожими по тематике брендами.

Читайте также:

Какими навыками должен обладать SMM-специалист

Навыки SMM-щика можно разделить на универсальные (soft skills) и профессиональные (hard skills).

Универсальные:

  • Творческое мышление — помогает разрабатывать креативные кампании для продвижения бренда, экспериментировать с форматами.
  • Коммуникативные навыки — необходимы для активного общения с аудиторией, блогерами, подрядчиками. Особенно такие навыки помогают в работе с возражениями и негативными комментариями.
  • Внимательность — SMM-специалист должен тщательно проверять тексты и креативы перед публикацией: содержание, контекст, наличие ошибок, tone of voice бренда.
  • Стратегическое мышление — при работе с SMM необходимо изучать целевую аудиторию, попадать в боли подписчиков, прогнозировать результаты.
  • Стрессоустойчивость — SMM-щику важно подстраиваться под меняющуюся ситуацию и быстро реагировать на инфоповоды. Например часто приходится оперативно отрабатывать негатив от подписчиков или придумывать план действий, есть стратегия компании изменилась.
обязанности смм специалиста
Пример эффективной работы с негативными комментариями на странице бренда

Среди наиболее важных профессиональных навыков можно выделить:

  • Работа с текстом

Специалист должен писать тексты, которые будут понятны аудитории и обеспечат позитивный имидж бренда. Важно, чтобы в постах прослеживалась структура, тональность и основная мысль.

Читайте подробнее:

  • Аналитика данных

SMM-специалист должен владеть инструментами для аналитики социальных сетей, аудитории, конкурентов и эффективности своей работы. Например, такими решениями, как YouScan, Popsters, Media-VK, Target Hunter.

смм специалист что это за профессия
Пример аналитической страницы в сервисе Popsters, где можно отследить динамику лайков, комментариев, просмотров и репостов за выбранный период
  • Работа с графическими программами

Если кроме текста SMM-щик отвечает за визуалы, ему не обойтись без навыков работы в редакторах графики. Как минимум, следует освоить Photoshop, Canva, Visme или их аналоги.

  • Работа с видео

Грамотный SMM-специалист должен совмещать в себе навыки сценариста, режиссёра, оператора и монтажёра, чтобы создавать привлекающие внимание видеоролики для соцсетей.

Читайте подробнее:

  • Работа с нейросетями

Сегодня нейросети — один и самых ценных инструментов для создания контента в соцсетях. Поэтому SMM-щик должен быть на «ты» с Midjourney, ChatGPT,  Stable Diffusion и прочими популярными решениями. 

В первую очередь специалист должен уметь грамотно составлять промпты (запросы), чтобы быстро получать цепляющие креативы.

  • Навыки таргетолога

В небольших компаниях часто требуют, чтобы SMM-менеджеры умели настраивать и оптимизировать рекламные кампании в социальных сетях. С помощью такой таргетированной рекламы можно решать перформанс-задачи (повышать продажи, привлекать новых клиентов) или бренд-задачи (повышать узнаваемость бренда и привлекать новых подписчиков).

Например, чтобы получить подписчиков для Telegram-канала, можно настроить рекламу через платформу МТС Маркетолог. Подробнее о том, как это сделать и пройти модерацию с первого раза

Как понять, какой SMM-менеджер вам нужен

Специалист по соцсетям может быть штатным сотрудником, специалистом из агентства или фрилансером.

  • Если вам необходимо, чтобы SMM-менеджер вёл простые форматы с равномерной нагрузкой, которую вполне можно поручить одному человеку, можно нанять штатного сотрудника. Такой менеджер сможет взять на себя не только постинг, но и общение с аудиторией.
  • Разноообразные задачи, коллаборации, сквозная аналитика, разработка уникальной стратегии, работа со сложными механиками создания и продвижение контента — всё это обычно выполняют узкопрофильные специалисты. Держать такую команду в штате довольно дорого. Оптимальный вариант — нанять для этой цели агентство.
  • Небольшим компаниям, как правило, требуется несколько постов неделю. В данном случае вполне достаточно SMM-щика на фрилансе, который будет получать задачи от маркетолога.
смм специалист что делает
Пример требований к штатному SMM-специалисту с сайта вакансий

Читайте также:

5 причин сменить подрядчика по SMM

Независимо от того, работаете ли вы со штатным сотрудником, фрилансером или агентством, есть несколько маркеров, которые покажут — специалист не выполняет свои задачи. Скорее наоборот — сводит эффективность работы с соцсетями к нулю.

  • Измеряет успех только лайками

Количество лайков — лишь одна из метрик. Исключительно по ней анализировать эффективность SMM-стратегии нельзя. Специалист должен отслеживать охват, вовлечённость, переходы на сайт, заказы на торговой витрине бренда (если есть).

  • Постит сообщения строго по контент-плану без реакции на ситуации

Контент-план помогает отслеживать, как активность компании в соцсетях решает задачи бизнеса. Однако абсолютно строгое следование ему не всегда может идти на пользу. Например, если SMM-менеджер не умеет быстро отреагировать на спонтанный тренд, переоформить пост под новый формат, отработать срочную новость — даже не заложенную в контент-плане, — результаты его работы, скорее всего, получатся довольно безликими и пресными.

  • Не следит за трендами

Если специалист сфокусировался на каком-то одном формате, скорее всего, он быстро проиграет в гонке за внимание аудитории. Тот же эффект получится, если публиковать креативы, которые были популярны много лет назад — например, демотиваторы.

  • Не любит экспериментировать

Продвижение в соцсетях, как и любая маркетинговая активность, — это тестирование гипотез. Если SMM-щик использует одинаковый подход к промокампаниям, не экспериментирует с трендами и форматами, охватов и вовлечённости подписчиков добиться будет сложно.

Как найти крутого SMM-эксперта

На что обращать внимание при выборе специалиста по соцсетям:

  • Портфолио и кейсы — изучите, использует ли SMM-менеджер в своей работе современные тренды. При этом важно, чтобы специалист умел находить индивидуальные решения под конкретный бизнес.
  • Отзывы — в идеале, должны быть развёрнутыми, подробными. 
  • Насколько SMM-менеджер готов погружаться в продукт и задачи бизнеса — обычно это выясняют во время собеседования. Уточните, умеет ли SMM-менеджер создавать креативные рекламные кампании и масштабировать их под особенности заказчика, может ли адаптировать форматы постов под разные продукты. Также выясните, как специалист отрабатывает негатив от подписчиков, оценивает вовлечённость, выстраивает и отслеживает стратегию продвижения.

 

Узнайте, как другие специалисты могут помочь развиваться вашему бизнесу:

Как мы запускали рекламу в социальных сетях: