Техники мозгового штурма: 7 приёмов для генерации идей и решений

Мозговой штурм — это один из методов генерации идей. Есть множество вариантов его проведения. Рассказываем о самых интересных приёмах.

Метод мозгового штурма

В 1940-х годах Алекс Осборн, совладелец рекламного агентства BBDO, столкнулся со сложностями в управлении бизнесом. Чтобы придумать, как исправить ситуацию и спасти компанию, он разработал метод мозгового штурма (от англ. brainstorming). Его команда протестировала предложенную технику и получила много свежих идей. Так мозговой штурм стал популярным методом коллективного решения задач. 

С тех пор появилось множество методик, по которым можно проводить мозговой штурм. Рассказываем о самых интересных.

Содержание
  • Общие правила и этапы мозгового штурма
  • Техника 1. Метод 6-3-5
  • Техника 2. Обратный мозговой штурм
  • Техника 3. Лестница
  • Техника 4. Шесть шляп
  • Техника 5. Раскадровка
  • Техника 6. Звезда
  • Техника 7. Инсценировка
  • Ошибки при проведении мозгового штурма

Общие правила и этапы мозгового штурма

Мозговой штурм — это один из методов генерации идей. По классической технике модератор (он же ведущий) устанавливает какую-то задачу или проблему, а участники предлагают разные идеи для её решения. Например, как сделать узнаваемый логотип.

Главные правила эффективного штурма звучат следующим образом:

  1. Чем больше идей, тем лучше. Не надо концентрироваться на их качестве.
  2. Без критики. Целесообразность и разумность высказанных идей можно обсудить после мозгового штурма.
  3. Без шаблонов. Принимаются все необычные и странные идеи.
  4. Доработка вариантов. Все идеи нужно обработать: уточнить, объединить, приоритезировать.
Проведение мозгового штурма
Один из принципов мозгового штурма: чем больше идей — тем лучше конечный итог. Источник изображения: tirachardz на Freepik

Правила организации мозгового штурма: 

  1. За несколько дней организатор предупреждает участников о предстоящем мозговом штурме и его теме.
  2. Желательно, чтобы у участников были разные профессиональные навыки и знания.
  3. Модератор всегда ставит чёткую задачу: например, «100 идей как увеличить конверсию».
  4. Во время проведения штурма модератор следит за процессом, устраняет критику, фиксирует идеи.

Первый этап перед началом штурма ― разминка. Она нужна, чтобы разогреть мозг. Для разминки подойдёт: 

  • Техника «Персонаж»

Модератор выбирает книжного или исторического героя. Задача участников ― предположить, как бы этот герой решил поставленную задачу, посмотреть на проблему его глазами.

  • Техника «Необычные связи»

Берутся две любые случайные вещи. Участники должны предложить версии, как эти предметы могут быть связаны между собой. 

Разберём техники мозгового штурма. 

Техника 1. Метод 6-3-5

Для чего подходит

Универсальный метод в условиях ограниченного времени. Эффективен, когда участникам легче генерировать идеи письменно. 

Участники

Рассчитан на шесть участников, но можно применять в командах от двух человек.

Суть техники

Каждый из 6 участников пишет за 5 минут 3 идеи по решению проблемы или задачи. После этого все обмениваются карточками и дополняют идеи друг друга. В конце все вместе делают анализ по каждой предложенной мысли.

Техника 2. Обратный мозговой штурм

Для чего подходит

Подходит для решения сложных проблем и задач, если не помогла классическая техника мозгового штурма. 

Участники

В одиночку или в команде. 

Суть техники

Модератор задаёт вопросы в стиле:

  • как сделать такой логотип, который никто не запомнит и не будет узнавать?
  • как поговорить с клиентом, чтобы он больше не пришел?
  • как разработать сайт, который оттолкнёт клиентов?

Этот метод позволяет обнаружить негативные процессы, которые есть в компании, и понять, что не работает. Например, на обратный вопрос «как поговорить с клиентом, чтобы он больше не пришёл?» участники придумали варианты: 

  • говорить сквозь зубы, неприветливо;
  • говорить о себе;
  • заставлять его купить наш товар;
  • запугивать и давить;
  • ни о чём не спрашивать;
  • осуждать выбор клиента.

Проанализируйте ответы: бывают ли в компании такие ситуации? Если да, то вы нашли проблему, которую нужно исправить. 

Техника 3. Лестница

Для чего подходит

Для мозговых штурмов, в которых участвует руководитель или опытный эксперт.

Участники

Команда от трёх человек. 

Суть техники

Ведущий называет проблему, затем из комнаты уходят все участники, кроме двух. У них есть несколько минут, чтоб придумать 2-3 идеи. После этого к ним присоединяется третий участник, предлагает свои идеи и выслушивает идеи коллег. 

Далее входит четвёртый человек, делится идеями и подключается к обсуждению. Так происходит, пока вся команда не соберётся вместе. Последним заходит самый опытный эксперт или руководитель. 

Этот приём позволяет сохранять свежесть взгляда. Менее опытные участники будут свободно высказываться, авторитет руководителя не помешает менее опытным членам команды. 

Техника 4. Шесть шляп

Для чего подходит

Когда нужно посмотреть на ситуацию под новым углом. Эту ролевую игру часто применяют при мозговом штурме. Придумал и описал её в своей книге психолог Эдвард де Боно. Он считал, что люди «носят одну шляпу» ― то есть видят мир с одной стороны. Чтобы найти нетривиальное решение, надо посмотреть на себя и проблему с другого ракурса — «переодеть шляпу». 

Участники

Команда из шести человек.

Суть техники

Техника позволяет выявить как слабые, так и сильные места в коллективе, в рабочем процессе.

Есть два варианта применения метода: когда у каждого участника ― своя шляпа, или когда все участники примеряют одну и ту же шляпу по очереди. Например, шляпа «Посмотри на проблему с позитивной точки зрения», или «Посмотри на проблему с позиции чувств», или «Посмотри на проблему по фактам». Шляп всего 6: критика, креатив, позитив, эмоции, факты и итоговая шляпа. Разделим их по цветам.

  • Белая шляпа — факты, объективность, позиция «давайте проясним информацию». Участники озвучивают какой-либо факт, который отражает проблему. Например, «мы выполнили только 30% плана продаж, хотя обычно выполняем 100%».
  • Красная шляпа ― эмоции, чувства. Участники выражают их, прислушиваются к интуиции и внутреннему голосу. «Мы пытались поддержать друг друга, потому что…», «Мы чувствовали, что устали, но хотели сделать идеально».
  • Чёрная шляпа ― критика. Участники всё критикуют: «Если бы мы договаривались и разделяли обязанности, не было бы конфликтов и несогласованности».
  • Жёлтая шляпа ― техника позволяет выявить и описать то, что получается у команды хорошо. «У нас взаимопонимание», «Мы умеем быстро обрабатывать новые лиды».
  • Зелёная шляпа ― творческая позиция. Участники предполагают, как улучшить работу в следующий раз. «Распределим обязанности чётко и с самого начала», «Сразу говорим о сомнениях и усталости».
Мозговой штурм решение
Синяя шляпа — итог техники «6 шляп». Все вопросы обсудили — можно принимать решение. Источник изображения: 8photo на Freepik
  • Синяя шляпа подводит итоги и предлагает решение. Пример: «Мы выполнили только 30% плана продаж, потому что не разделили обязанности, уставали и не отдыхали. Чтобы в следующий раз такого не было, мы сразу поделим обязанности, будем обрабатывать не только новые лиды, но и попробуем реактивировать клиентскую базу».

Техника 5. Раскадровка

Для чего подходит

Если надо разработать последовательность действий или настроить бизнес-процесс

Участники

В одиночку, в команде. 

Суть техники

Для проведения штурма возьмите стикеры, маркеры и большую доску или ватман. Модератор формулирует вопрос или проблему: например, «что такое процесс внедрения новой технологии в цехе».

Участникам раздают стикеры. На каждом стикере надо написать, из каких событий, по мнению участников, складывается процесс. К примеру, внедрение новой технологии в цехе включает «подбор новых материалов», «ремонт старого оборудования», «консультацию спикера от компании-производителя». После этого модератор собирает стикеры, наклеивает на доску или ватман.

Вся команда анализирует результаты: 

  • выбирают наиболее перспективные решения;
  • назначают ответственных;
  • определяют последовательность действий;
  • обсуждают риски, возможные проблемы, точки дополнительного контроля.
Мозговой штурм примеры
Важно фиксировать все идеи, чтобы лучшие предложения взять в работу после мозгового штурма. Источник изображения: gpointstudio на Freepik

Техника 6. Звезда

Для чего подходит

Если надо сформулировать и тщательно продумать детали проекта или задачи. 

Участники

В одиночку, в команде. 

Суть техники

Потребуются маркер, доска или ватман. На листе рисуют шестиконечную звезду. В центре листа ведущий прописывает проблему, событие, идею. Участникам предлагают на каждой вершине звезды написать слова: кто, когда, как, где, почему и что. 

А потом записать вопросы, которые начинаются с этих слов. Например, задумка «Расширить ассортиментную линейку 10 товарами». Вопросы могут быть следующие: кто найдёт популярные товары, как мы будем их продвигать, где мы будем их закупать. Поначалу в голову приходят самые тривиальные вопросы. 

Здесь важно не останавливаться, а продолжать генерировать вопросы. Нужно дойти до момента, когда вопросы станут неочевидными. 

На каждый конец звезды в среднем нужно предложить до 10–15 вопросов, чтобы появились идеи, как решить поставленную задачу. 

Техника 7. Инсценировка

Для чего подходит

Если надо выявить риски и возможности, чтобы заранее подготовиться к обходу препятствий. 

Участники

Команда от четырёх человек.

Суть техники

Возьмите доску или ватман, маркеры, стикеры. Поставьте задачу или проблему. Например, «выполнить план выработки в мастерской». Участники делятся на группу успеха и группу провала. 

Группа провала фантазирует на тему причин, по которым задача не будет сделана, а группа успеха ― на тему причин успеха. По итогу анализируют предложенные причины и выявляют три ключевых риска или три сильных преимущества. 

Ошибки при проведении мозгового штурма

  • Нет чёткой задачи, проблемы

Все должны знать цель встречи и придумывать идеи только по ней, иначе результат «расплывается».

  • Критика

Каждый участник должен чувствовать себя в безопасности, чтобы генерировать любые, даже самые смешные и безумные (на первый взгляд) идеи. 

  • Много или мало участников

Если штурм коллективный, то 3–4 участника — это мало, идеи быстро иссякают. Больше 15 человек тоже неэффективно, потому что слышно только самых активных: 5 участвуют, а 10 молчат.

Мозговой штурм идеи
Мозговой штурм — это коллективное мероприятие. Но чтобы оно был успешным, надо действовать правильно. Источник изображения: senivpetro на Freepik
  • Искажение из-за субординации

Сначала должны выступать менее опытные участники, затем ― тот, кто опытнее, и в конце ― руководители. Иначе возникнет эффект следования за авторитетом, подчинённые будут автоматически соглашаться с руководителем. 

  • Однородная команда

Все участники должны быть очень разными людьми ― по профессии, взглядам, возрасту, увлечениям. Тогда они будут дополнять друг друга.

  • Не фиксируются идеи

Часто в хаосе и при несоблюдении правил игры теряются интересные решения. Нужно назначить ответственного за фиксацию идей. После мозгового штурма идеи можно поделить на несколько групп в зависимости от возможности их реализации. Так у вас сформируется список задач, которые постепенно можно брать в работу.

  • Слабый модератор

У метода есть минусы ― хаотичность, невозможность предсказать результаты. Поэтому модератор (ведущий) в мозговом штурме ― одна из ключевых фигур.


 

Есть стереотип, что мозговой штурм ― это методика для творческих профессий, например дизайнеров или сценаристов. На практике мозговой штурм подходит для любой сферы, где стоит задача, которую не получается решить стандартными способами и требуются свежие идеи.

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях, баннеры,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонБаннерная рекламаРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSМедиаСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика