Сегодня почти у всех компаний есть свои сайты, приложения, сервисы для клиентов. Все эти ИТ-продукты должны работать идеально: если пользователь не сможет оформить покупку из-за неработающей кнопки, он уйдёт или даже напишет плохой отзыв. В результате компания потеряет и клиента, и прибыль.
Чтобы этого избежать, в компании уже на ранних этапах нужен тестировщик или QA-инженер (англ. Quality Assurance, обеспечение качества). Рассказываем, что это за профессия, и какие задачи решает этот специалист.
- Чем занимается тестировщик
- Какие задачи выполняет тестировщик
- Какие бывают инструменты тестировщика
- Какими навыками должен обладать тестировщик
- Почему работа тестировщика важна для бизнеса
- Как найти хорошего тестировщика
Чем занимается тестировщик
Тестировщик, или QA-инженер по тестированию, — это посредник между разработчиками и пользователями. Он находит проблему с точки зрения конечного потребителя и передаёт данные для её исправления.
Тестировщик в команде разработки проверяет программное обеспечение на наличие ошибок, дефектов или любых проблем, которые могут повлиять на производительность сайта или приложения. Как правило, специалист по QA хорошо разбирается в инструментах и методах тестирования. А профессионалы более высокого уровня ещё и обладают некоторыми знаниями в области компьютерных языков программирования.

Важно не путать тестировщика и бета-тестировщика. Первый — это профессионал, который выполняет свою работу и получает зарплату. Второй — рядовой пользователь программы, которого просят протестировать возможности почти готового программного обеспечения.
Работу тестировщика можно описать на примере из автомобильной промышленности. Сборщики на линии не могут одновременно безупречно выполнять свою работу и гарантировать качество изделия. Любые функциональные ошибки, возникающие при эксплуатации автомобиля, приведут к серьезным травмам водителей и пешеходов. Поэтому при сборке узлы проходят проверку контроля качества — работают ли тормоза, подаётся ли масло в двигатель и так далее. Этот контроль качества — и есть аналог тестировщика в компании.
Какие задачи выполняет тестировщик
Работа тестировщика — досконально проверять программы, насколько они соответствуют техническому документу. При нахождении ошибки тестировщик фиксирует её в специальном отчёте для разработчиков.
Как правило, работа QA-инженера по тестированию проходит в три этапа:
- Изучение технической документации — специалист выясняет, как должен работать сайт или приложение, которое он будет тестировать.
- Разработка тест-кейсов — пошаговых инструкций, в которых прописаны требования к программному обеспечению и результаты пользовательских действий.
- Тестирование ПО — проверка функций продукта, фиксация ошибок.
Во время тестирования QA-инженер выполняет 4 группы тестов:
- Модульный — специалист тестирует отдельные компоненты ПО. Например, в форме заполнения данных — насколько корректно работают поля с предзаполненными данными: городом, датой рождения и прочим.
- Интеграционный — тестировщик проверяет, как отдельные модули взаимодействуют между собой. Например, правильно ли открывается страница по ссылке.
- Системный — QA-инженер выясняет, как работает система целиком с точки зрения программного и аппаратного взаимодействия. Например, не только всё приложение целиком, но и его воздействие на операционную систему или память устройства, на котором оно установлено.
- Приёмочный — финальная проверка ПО перед тем, как продукт передадут заказчику. Здесь тестировщик проверяет, насколько продукт соответствует заданным по техзадаче требованиям.
Какие бывают инструменты тестировщика

Тестировщик проверяет ПО вручную или с помощью автоматических тестов.
Ручной способ означает, что специалист по QA пишет тест-кейс. В самом простом исполнении такой документ представляет собой две колонки. В одной прописывают действия. В другой — результаты. Например:

Все найденные ошибки тестировщик заносит в баг-репорт — специальный отчёт для команды разработчиков. Далее на основании отчёта в продукт вносят необходимые исправления.
У проверки продукта может быть множество шаблонных сценариев. Чтобы упростить работу над одними и теми же действиями, QA-специалист может автоматизировать этапы тестирования с помощью автотестов. Такие программы создают имитацию пользовательских действий и находят в них ошибки.
Хороший тестировщик — специалист-универсал. Он одинаково хорошо владеет как ручными инструментами для поиска ошибок, так и автоматизированными программами.
Читайте также:
Какими навыками должен обладать тестировщик
Тестирование — отрасль IT с одним из самых низких порогов входа. Чтобы стать QA-специалистом, не обязательно обладать техническим образованием программиста. Согласно опросам, младшими сотрудниками (джунами) часто становятся выходцы из гуманитарных, юридических и экономических вузов.
Тем не менее, для стабильного карьерного роста тестировщику необходимы следующие технические навыки:
- Знание теории и практики тестирования, классов задач и методов.
- Понимание баз данных и языка структурированных запросов (SQL) — помогает разбираться в процессах между пользователем и приложением.
- Владение инструментами поиска ошибок.
- Знание языков программирования, как минимум на базовом уровне.
Кроме того, хорошему тестировщику нужны и так называемые soft skills («гибкие навыки»):
- Наблюдательность — QA-специалисту важно замечать все малейшие неполадки.
- Педантичность — каждую процедуру тестирования следует выполнять тщательно и не один раз.
- Упорство — нередко тестировщик проводит за компьютером гораздо больше времени, чем разработчик. Важно не только найти и описать дефект, но и перепроверить элемент программы после устранения ошибки.
- Настойчивость — тестировщику часто приходится отстаивать свою правоту, доказывать наличие найденной ошибки.
- Общительность — специалисту необходимо взаимодействовать с командой разработчиков или со своими коллегами по QA-отделу.
- Желание учиться — инженер по QA должен постоянно осваивать новые решения для тестирования: как ручные, так и автоматизированные.
Почему работа тестировщика важна для бизнеса
Если компания занимается разработкой приложений или сайтов, ей не обойтись без грамотного тестировщика. Этот специалист обеспечивает бизнесу следующие преимущества:
- Экономия времени
Тестировщик выявляет ошибки в продукте параллельно с процессом разработки. Это дает возможность оперативно вносить коррективы и видеть весь процесс с другой стороны. Поэтому в дальнейшем будет проще собрать продукт и быстрее получить на выходе более качественный результат. Чем раньше специалист обнаружит ошибки, тем меньше времени команда разработки потратит на работу с кодом.
- Стабильная прибыль и экономия денег
Если в продукте есть ошибки, это вызывает недовольство у пользователей. Неработающая кнопка или форма обратной связи, неправильная сумма заказа — всё это может привести к уходу клиента. Недовольный пользователь может оставить негативный отзыв, из-за чего компания потеряет потенциальных покупателей.
Так, в сервисах покупки авиабилетов случаются ошибки, из-за которых у клиента неправильно списывается оплата — например, вместо 1 000 рублей пользователь платит 10 000. В таком случае компания вынуждена вернуть оплаченные средства или выполнить заказ себе в убыток. Когда тестировщик находит все ошибки на ранней стадии, такие риски минимальны.
- Эффективность продукта и простота использования
В ИТ-отрасли действует правило — чем проще, тем лучше. Но иногда в продукте появляются функции или опции, которые не нужны пользователю. Обычно это происходит, когда компания не проводит исследование запросов от аудитории. В результате продукт становится менее интуитивным и, что ещё хуже, неудобным.
Например, компания разрабатывает мобильное приложение для покупки билетов в кино онлайн. Хорошо, если программа позволяет сделать заказ в пару кликов. Если предложить пользователю оставить обзор на фильм — возможно, это излишне усложнит работу с приложением. Поэтому одна из задач тестировщика — выявить сложные и неинтуитивные элементы, чтобы разработчики смогли исключить их без ущерба для ключевой функциональности продукта.
- Кибербезопасность
Одна из важнейших задач при разработке ПО — обеспечить защиту от кибератак и утечки пользовательских данных. Тестирование продукта помогает её решить. За счёт проверки программы или сайта на наличие ошибок компания снижает не только финансовые потери, но и вероятные репутационные и юридические риски.

Читайте также:
- Как маркетологу работать в условиях неопределённости: разбираемся на кейсах
- Быстрый способ провести опрос: узнайте, как дела у вашей целевой аудитории
- Кейс ЭРКАФАРМ: как с помощью SMS монетизировать программу лояльности
- Исследование Sales Lift от МТС: измеряем влияние рекламы на продажи и узнаваемость бренда
Как найти хорошего тестировщика
Сегодня хороших специалистов можно найти не только на сайтах с вакансиями вроде hh.ru. В помощь рекрутёрам также — тематические паблики в социальных сетях. Например, «QaRocks. Тестировщик рулит» или «Школа седого тестировщика» в VK. Готовые резюме публикуются и в Telegram — например, в паблике «QA – Резюме».

Перед тем как начать поиск специалиста по QA, определите, с чем ему придётся работать — что тестировать и с помощью каких инструментов. Часто тестировщики обладают узконаправленными навыками. Одни хорошо разбирают игры, другие — мобильные приложения, третьи — специализированные программы или сайты. Если компания выпускает несколько разноплановых продуктов, имеет смысл нанять несколько QA-тестеров.
Примите во внимание, какой уровень тестировщика вам необходим. От этого будет зависеть заработная плата специалиста и набор его компетенций:
- Джуниор — может быть стажером для базовых задач тестирования, например баг-трекинга, составления кейсов и отчётов.
- Мидл — способен тестировать программную среду как вручную, так и с помощью самописных инструментов автоматизации. Кроме того, некоторые мидлы готовы присоединиться к разработке на стадии написания требований к продукту.
- Сениор или тимлид — готов возглавить команду тестеров и отслеживать весь процесс тестирования.
Какие вопросы задавать соискателю:
- Понимает ли кандидат, что такое тестирование? Может ли он объяснить это ясно и просто?
- Есть ли у кандидата опыт работы над проектами по разработке программного обеспечения? Понимает ли он нюансы и подводные камни?
- Различает ли соискатель подходы к тестированию?
- Готов ли он работать в команде?
- Способен ли довести до конца самую сложную и запутанную задачу?
- Может ли кандидат разработать тест-кейс или инструмент более сложного уровня?
- Способен ли человек мыслить критически и творчески?
- Есть ли у соискателя какие-либо знания в отрасли, где ему предстоит работать?
Тестирование программного обеспечения имеет важное значение в цикле разработки программного обеспечения. Специалист помогает совершенствовать продукт, а также обеспечивает выпуск высококачественной версии. Кроме того, инженер QA способствует снижению затрат на разработку.
Если ваша компания планирует разрабатывать собственный софт — десктопную программу, приложение или сайт, — позаботьтесь о том, чтобы в вашем штате был надёжный и грамотный тестировщик. С его помощью вы обеспечите конечных пользователей качественным ПО — удобным, понятным и функциональным.
Читайте также: