Согласно исследованию Hootsuite и We Are Social, 67% населения России активно пользуется соцсетями и в среднем проводит там 2,5 часа каждый день. Это огромная аудитория, среди которой вы можете найти клиентов. Но для этого необходимо создать SMM-стратегию.
Рассказываем, какие шаги нужно пройти, чтобы с пользой для бизнеса продвигаться в социальных сетях.
- Что такое SMM-стратегия
- Создание SMM-стратегии за 9 шагов
2.1. Сформулируйте концепцию сообщества
2.2. Определитесь с целями и задачами
2.3. Проанализируйте целевую аудиторию и конкурентов
2.4. Выберите социальные сети
2.5. Напишите контент-план
2.6. Создайте качественный контент
2.6.1. О чем нужно помнить
2.7. Запланируйте рекламу и конкурсы
2.8. Проанализируйте результаты
2.9. Время от времени пересматривайте SMM-стратегию
Что такое SMM-стратегия
SMM-стратегия – это часть общей стратегии продвижения компании, которая сосредоточена на одном из каналов – социальных сетях.
Несмотря на то, что людей в соцсетях много, бороться за их внимание непросто. Если создать сообщество и периодически публиковать там записи о компании, без чёткого плана, то SMM-стратегией это не будет. Более того, вы потратите впустую ресурсы, а результата не получите.
Присутствие в социальных сетях не должно быть формальным. Перед тем, как зарегистрировать сообщество компании, поймите:
- что вы продаёте;
- кто ваша целевая аудитория;
- как продать ей свой продукт;
- когда и где давать рекламу;
- на каких преимуществах продукта и компании делать акцент.
Если вы проработаете SMM-стратегию, сможете обойти конкурентов и повысить количество клиентов вашего бренда с минимальными затратами.
Создание SMM-стратегии за 9 шагов
Стратегия в социальных сетях разрабатывается по тому же принципу, что и стратегия для других каналов коммуникаций. Это несколько обязательных этапов.
Шаг 1. Сформулируйте концепцию сообщества
На первом этапе вам нужно решить, какие у вашего продукта сильные и слабые стороны, чем вы отличаетесь от конкурентов, какие возможности будете использовать для развития. Для этой задачи подойдёт SWOT-анализ. Здесь мы писали, как его делать.
На основании SWOT-анализа вы сможете определиться с концепцией сообщества в социальных сетях. По сути это основная идея, вокруг которой вы построите стратегию продвижения. Так вы избежите ситуации, когда члены команды по-разному понимают цели, принципы и преимущества компании. Это позволит выбрать язык, на котором вы будете общаться с аудиторией.
Шаг 2. Определитесь с целями и задачами
Зачем компании присутствовать в соцсетях? Ответ на этот вопрос поможет создать работающую стратегию.
Согласно модели SMART, цели должны быть:
- конкретны
К примеру, вы хотите, чтобы о вас узнало больше людей. Или планируете увеличить продажи. Это разные цели и достигать их нужно разными способами.
- измеримы
Какое количество подписчиков нужно для достижения цели? Если повышаете продажи, то сколько нужно заказов и на какую общую сумму?
- достижимы
Важно поставить реальную цель. Например, если вы только запустили бизнес, не стоит ожидать, что через месяц ваша прибыль будет измеряться в миллионах рублей.
- ограничены во времени
Всегда ставьте сроки в маркетинге. Это поможет экономить бюджет, распределять ресурсы и измерять эффективность стратегии.
После ответа на вопрос «Зачем компании продвигаться в соцсетях?» подумайте над тем, как вы можете этого достигнуть. То есть поставьте конкретную задачу и KPI, который покажет её результат.
Например, вам нужно набрать учеников для первого онлайн-курса, который начинается через месяц. Стоимость обучения – 5 000 рублей. Вот что можно спланировать:

KPI – это показатели эффективности, которые можно измерить в цифрах. Это количество участников в сообществе, количество переходов по ссылке, число покупок товара, стоимость одного привлечённого клиента и др. KPI помогают увидеть, достигаете ли вы поставленных целей, а если нет – что нужно в стратегии изменить.
Шаг 3. Проанализируйте целевую аудиторию и конкурентов
Когда вы будете понимать, как выглядят и ведут себя ваши клиенты, сможете выбрать правильные инструменты SMM-продвижения.
Разделите аудиторию на сегменты. Так вы будете показывать рекламу тем, кому интересен ваш продукт, и снизите на неё расходы. Например, на курсы английского языка могут ходить школьники, студенты, люди, которым язык нужен по работе, или те, кто переехал в другую страну. У этих аудиторий различаются цели изучения языка и поведение в социальных сетях. Следовательно, запускать для каждого сегмента нужно запускать разную рекламу.
Анализ конкурентов также поможет выявить интересы клиентов. Он пригодится, когда будете искать идеи для продвижения, подбирать язык для общения с аудиторией.
Шаг 4. Выберите социальные сети
Решите, в каких социальных сетях вы будете присутствовать. Находиться сразу во всех не надо, если это не решает ваши задачи.
Посмотрите, на какой площадке больше потенциальных клиентов. Лучше, если они будут активными. Сфокусируйтесь на этой площадке: изучите принятые форматы контента и алгоритмы, по которым социальная сеть продвигает материалы.
Когда будете создавать тексты и изображения, обращайте особое внимание на тренды. Если вы сможете связать свой продукт с каким-то актуальным событием, то получите в несколько раз больше внимания, и не только от целевой аудитории.
Шаг 5. Напишите контент-план
Итак, вы определились, на какой площадке зарегистрируете официальный аккаунт компании. Пора перейти к следующей части SMM – разработке контент-стратегии.
Подумайте над рубриками и темами постов. Определиться с ними поможет знание интересов и «болей» аудитории. Набросайте примерный план. Со временем вы поймёте, что нравится подписчикам сообщества, какие форматы контента приносят больше просмотров, лайков, репостов, покупок.
Вот как может выглядеть контент-план:

Можете добавить другие столбцы и строки в таблицу, расписать содержание постов подробнее. Строгих правил нет. Главное, чтобы вы сами могли ориентироваться в контент-плане, отслеживать сроки написания материалов и даты публикаций. Если нужно менять тему постов или добавить новые – отразите это в плане.
Шаг 6. Создайте качественный контент
Благодаря контент-плану, вы не будете перед каждым постом размышлять, о чём же написать. Но ещё важно не забывать, что контент должен отвечать какой-либо цели и приносить пользу читателю. То есть быть качественным.
Хорошие тексты и изображения привлекают внимание. Чем их больше, тем выше в глазах потенциального клиента ваша экспертность. Чтобы создать такие материалы, нужно время и соответствующие навыки. Но лучше сделать несколько качественных материалов, чем много бесполезных. К тому же, эти статьи потом можно продвигать.
Пишите текст простым языком, который понятен читателю. В изображениях соблюдайте корпоративные цвета и концепцию бренда. Думайте, какую эмоцию хотите вызвать. Для записи видео и аудио используйте качественную аппаратуру, обязательно убирайте шумы и слова-паразиты, лишние вне разговорной речи.

О чём нужно помнить:
- форматы публикаций
Так, на YouTube можно выкладывать только видео. Посты во ВКонтакте привлекают больше внимания, если, кроме текста, содержат изображения. В TikTok аудитории нравятся короткие видео, собранные из нескольких других. В Telegram пользователи предпочитают текстовый контент.
- время публикаций
Ориентироваться нужно на свою аудиторию. К примеру, работающие люди активны в соцсетях в обеденное время и после 18.00. А подростки будут просматривать публикации, когда вернутся из школы – с 14.00 до 20.00.
Шаг 7. Запланируйте рекламу и конкурсы
Теперь нужно, чтобы ваши публикации увидели люди, которые не состоят в вашем сообществе. Подумайте, на что можете направить бюджет:
- таргетированная реклама
Показывайте рекламу тем, кто находится рядом с вашим магазином, имеет определённые интересы, возраст и пол. Настроить таргетированную рекламу можно двумя способами. Первый – сделать это самостоятельно в личном кабинете в соцсетях.
Второй способ – воспользоваться рекламной платформой, такой как МТС Маркетолог.
Возможности рекламы в МТС Маркетологе шире благодаря использованию Big Data. К сегментам выбранной социальной сети подключаются сегменты МТС, а это более 200 готовых параметров. Таргетинг становится точнее, и как следствие – снижаются затраты на рекламу, а ваше предложение видят только заинтересованные пользователи.Ольга Фролова, старший менеджер по продукту МТС Маркетолог
- конкурсы
Часто применяется схема «Чтобы поучаствовать, расскажи о конкурсе друзьям» с дополнительными заданиями или без них. В качестве приза может выступать бесплатный товар или услуга, небольшая денежная сумма, сертификаты, скидки и т.д.
- размещение у блогеров
Аудитория прислушивается к советам тех, кто ей нравится. Изучите лидеров мнений: сколько у них подписчиков, есть ли среди них ваша целевая аудитория, как блогеры общаются с людьми, насколько подписчики активны. Если вас всё устраивает, обсудите с блогером условия сотрудничества.
- размещение в тематических сообществах
Потенциальные клиенты общаются на форумах и в группах по интересам. Договоритесь с владельцем тематического сообщества о публикации. Понравитесь аудитории – она придёт к вам.
Шаг 8. Проанализируйте результаты
Когда получите статистику, посмотрите, достигли ли вы поставленных целей. Если показатели KPI ниже ожидаемых, подумайте, как это исправить.
Анализ результатов поможет грамотно распределить бюджет. Например, вы заметили, что таргетированная реклама приносит больше клиентов, чем размещение у конкретного блогера. Тогда стоит поискать нового лидера мнений или полностью сосредоточиться на таргетинге.
Шаг 9. Время от времени пересматривайте SMM-стратегию
Возможно, у вашей компании поменялись цели. KPI оказались невыполнимы в ближайшее время. Целевая аудитория вела себя иначе, чем вы думали. Обновилась мировая повестка. Изменились алгоритмы социальных сетей, по которым посты попадают в топ.
Всё это может стать причиной, чтобы пересмотреть готовую SMM-стратегию и выбрать более эффективные способы достижения целей компании.
Если вы собираетесь искать аудиторию в социальных сетях, начните с создания SMM-стратегии. Чёткий план позволит успешно развивать бренд. Вы будете видеть, за что вас любят клиенты и какая реклама приносит больше результата.