Усиливаем отдел маркетинга: проверьте, кого не хватает в вашей команде

Кто должен входить в отдел маркетинга, чтобы бизнес стабильно рос? Подготовили обзор по основным digital-специальностям, который поможет вам собрать с нуля или усилить свой отдел маркетинга.

Содержание
  • Performance-маркетинг
  • SEO
  • SMM
  • Контент-маркетинг
  • Дизайн
  • Какие ещё специалисты часто работают в команде маркетинга

Performance-маркетинг

В команду performance входят специалисты, которые разрабатывают стратегии продвижения, приносят лиды, запускают рекламные кампании в «Яндекс.Директ», социальных сетях и Телеграм, тестируют гипотезы и анализируют результаты.

Функции команды:

  • Управлять рекламными кампаниями перед запуском продукта и после него.
  • Структурировать все маркетинговые кампании так, чтобы они охватывали целевую аудиторию наиболее эффективным и экономичным способом.
  • Определять соответствие продукта рынку через детальные исследования клиентов.
Отдел маркетинга структура
Эффективная маркетинговая команда обеспечит рост бизнеса и привлечение покупателей. Источник: vectorjuice на Freepik

Кто может быть в команде:

  • Перформанс-маркетолог — оптимизирует бюджет, повышает рентабельность затрат на рекламу и увеличивает конверсию.
  • Менеджер по маркетингу продукта (РММ) — доносит ценность продукта до конечного пользователя, ведёт команду к успешной реализации всех элементов продуктовой стратегии. 
  • Трафик-менеджер — привлекает пользователей на сайт через все доступные каналы.
  • Директолог — создаёт, настраивает и анализирует платную рекламу в «Яндекс.Директ».
  • Таргетолог — настраивает и запускает таргетированную рекламу.
  • Менеджер по партнёрству — курирует партнёрские отношения с инфлюенсерами, блогерами и другими стратегическими партнёрами.

Читайте также:

SEO

Сегодня у любого бизнеса есть сайт, которому нужен органический трафик. Чтобы выводить интернет-ресурс на высокие позиции в поисковой системе и поддерживать их, нужны SEO-специалисты. 

Важно учитывать, что поисковые системы регулярно обновляют алгоритмы. Поэтому нужно постоянно внедрять улучшения и оптимизировать сайт, чтобы он оставался видимым для поисковиков.

Функции SEO-команды:

  • Разрабатывать и реализовывать стратегию SEO для увеличения посещаемости сайта на основе бизнес-целей.
  • Привлекать потенциальных клиентов на сайт на основе популярных поисковых запросов.
  • Отслеживать эффективность ключевых слов, состояние SEO сайта, рейтинги конкурентов в поисковых системах, а также выявлять пробелы в контенте.
  • Оценивать результаты стратегий SEO, чтобы определять, что необходимо настроить для большей оптимизации.

Кто может быть в команде:

  • SEO-специалист— разрабатывает SEO-стратегию на основе исследований, анализирует и оптимизирует страницы для увеличения конверсий и посещаемости сайта, составляет технические задания для SEO-копирайтера.
  • SEO-копирайтер — специалист, который работает с текстами на сайты и другие площадки, учитывая принципы SEO.

Читайте также:

SMM

Маркетинг в социальных сетях помогает брендам взаимодействовать со своей аудиторией через паблики и личные сообщения. SMM-команда тесно сотрудничает с отделом контент-маркетинга и дизайна. 

Функции команды:

  • Разрабатывать и реализовывать стратегию в социальных сетях.
  • Рассказывать подписчикам о новостях компании.
  • Обеспечивать поддержку клиентам, которые обращаются через социальные сети.
  • Отвечать на прямые сообщения и комментарии к публикациям.
  • Следить за охватами и повышать вовлечённость.
  • Работать с командой контент-маркетинга над перепрофилированием и распространением контента.

Кто может быть в команде:

  • Менеджер по социальным сетям — создаёт стратегию работы с SMM, готовит контент-план по публикациям, публикует посты в группах бренда. 
  • Менеджер сообщества — отвечает на комментарии и входящие сообщения, занимается поддержкой клиентов. Этот специалист полезен для компаний, которые ведут многотысячные сообщества в соцсетях.
  • Специалист по платной рекламе — отвечает за таргетированные рекламные кампании в соцсетях.

Читайте также:

Контент-маркетинг

Команда контент-маркетинга отвечает за статьи в блогах, видео, подкасты, официальные документы, тематические исследования и прочее. В целом, она объясняет и наглядно показывает, как продукт решает потребности клиента. 

Функции команды:

  • Создавать контент на основе маркетинговой стратегии.
  • Работать с командой SEO, чтобы оптимизировать контент для видимости в поисковых системах.
  • Отслеживать данные об эффективности контента, чтобы создавать тексты, которые приносят прибыль бизнесу и пользу клиентам.
  • Сотрудничать с командой социальных сетей, чтобы переупаковывать и распространять контент.

Кто может быть в команде:

  • Контент-менеджер — разрабатывает контент-план, ставит задачи для копирайтеров, дизайнеров и других специалистов.
  • Видеооператор — управляет производством видеоконтента.
  • Копирайтер — пишет тексты для целевых страниц и email-рассылок, статьи в блог, тематические исследования, технические документы, руководства, видеосценарии и другой письменный контент.
  • Редактор — исправляет ошибки, предлагает способы улучшить тексты, чтобы они отражали тон бренда и были привлекательными для целевой аудитории.

Читайте также:

Дизайн

Это структурное подразделение работает вместе с командой контент-маркетинга, продуктового маркетинга и SMM, чтобы создавать привлекательную и эффектную графику, сайты и целевые страницы. 

Функции команды:

  • Создавать графику для контента, веб-страниц, PDF-файлов — всё, что связано с упаковкой бренда в красивый визуал.
  • Разработать брендбук и гайды, чтобы в дальнейшем создавать креативы.
  • Проектировать и наполнять сайт, делать его визуально привлекательным.

Кто может быть в команде:

  • Креативный директор — определяет направления работы и управляет ими.
  • Графический дизайнер — разрабатывает креативы для постов в блогах, инфографику, мультимедийные форматы и прочие решения, которые отражают фирменный стиль компании, делают контент привлекательным и интересным.
  • Веб-дизайнер — занимается дизайном сайта и мобильных приложений, разрабатывает правильную навигацию, отвечает за юзабилити веб-ресурсов.
Отдел маркетинга и его структура
Пример организационной структуры отдела маркетинга для среднего бизнеса

Обратите внимание, что все указанные специалисты не обязательно должны находиться в штате. К примеру, прикладные роли — программиста, дизайнера, оператора, фотографа, копирайтера — можно отдать на аутсорс.

Читайте также:

Какие ещё специалисты часто работают в команде маркетинга

Если вы планируете усиливать отдел маркетинга, наша подборка дополнительных специалистов будет вам полезна. Если же ваша цель — масштабирование бизнеса, то без этих сотрудников в команде не обойтись. 

  • Бренд-менеджер — разрабатывает и внедряет стратегию развития бренда, проводит маркетинговые исследования, отвечает за креативные коммуникации с аудиторией.
  • PR-менеджер — отвечает за имидж бренда в СМИ, пишет новости и пресс-релизы, проводит PR-кампании.
  • Аналитик — анализирует данные социальных сетей для определения тенденций. Например, проводит пост-аналитику, чтобы определить, что работает хорошо, а что можно улучшить, и на основании этого предлагает рекомендации по дальнейшему развитию. Аналитику лучше работать в паре с SEO-специалистом, который может проанализировать конкурентов и поможет настроить «Яндекс.Аналитику». 
  • Event-менеджер — организует различные мероприятия для продвижения бренда и его продуктов: конференции, семинары, вебинары, выставки.
  • CRM-маркетолог — разрабатывает специализированные сценарии для работы с клиентами по воронке продаж. Например, через два дня после покупки клиент получает промокод со скидкой. Далее сценарий зависит от того, как пользователь отреагировал на рассылку.
  • Менеджер по лояльности (удержанию) — отвечает за программу лояльности, запускает и тестирует механики удержания клиентов, планирует акции
  • Веб-разработчик (или фулстек-разработчик) — иногда маркетологи ставят задачи в ИТ-отдел, а бывает, что разработчик есть прямо в команде маркетинга. Во втором случае это помогает быстрее вносить правки на сайте или в приложении.

 

Итак, оптимальная структура отдела маркетинга зависит от:

  • размера бизнеса — в небольшой компании один специалист может совмещать несколько ролей, например маркетолога, SMM и PR-менеджера.
  • маркетинговых целей — например, если нужно комплексное продвижение продукта, в отдел маркетинга нужно включить аналитика, продуктового стратега, SMM-менеджера, таргетолога.
  • целевой аудитории — включать в структуру специалистов, которые будут работать с аудиторией по востребованным у неё каналам. Например через рассылки, в социальных сетях, с помощью бренд-медиа.

Читайте также: