Семантическое ядро (СЯ) ― список запросов пользователей, который нужен для продвижения вашего сайта в поисковых сетях. В этой статье подробно разбираем, как составить СЯ, чтобы получить максимум органического трафика.
- Что такое семантическое ядро
- Шесть шагов для определения семантического ядра
- Как собрать семантическое ядро
- Ошибки при составлении семантического ядра
Что такое семантическое ядро
Семантическое ядро ― это набор слов, их форм, словосочетаний, которые относятся к деятельности (товарам, услугам) продвигаемого сайта. Семантика покажет, какой товар или услугу ищут ваши потребители и что хотят сделать ― купить, продать, отремонтировать, сравнить цены, узнать больше.
Предположим, вы продаёте товары для сада и собираете семантическое ядро для товара «Саженцы яблонь». Тогда сервис «Яндекс.Wordstat» покажет вам, какие слова вводят ваши потенциальные клиенты в поисковике, чтобы купить такие саженцы.

Чтобы уточнить запрос, можно кликнуть на него ― получаем расширенный перечень всех связанных запросов.

Слово «купить» говорит о цели поиска, а сопутствующие слова «колоновидной», «карликовой», «в СПб», «в питомнике Москвы» дают уточнение, где и какие именно саженцы яблонь приобретают пользователи.
Шесть шагов для определения семантического ядра
Чтобы составить семантическое ядро, надо пройти шесть этапов:
- Создать правильную структуру сайта ― разделы, страницы, удобную навигацию и для посетителей, и для самого поисковика.
- Оптимизировать страницы под определённые запросы. Например, создать релевантный текст, прописать метатеги — фрагменты текста, описывающие структуру страницы. Они важны как для поисковых систем, так и для пользователей.
- Улучшить ранжирование страниц и получить максимум целевого органического трафика, посещений потенциальных клиентов.
- Использовать полученные ключевые слова для контекстной рекламы.
- Создать матрицу контента: по запросам легко составить темы статей для блога, описания для товаров и категорий.
- Определять потребности целевой аудитории, отслеживать спрос. На основе этого корректировать продукт и ассортимент, добавлять новые услуги и вовремя реагировать на изменения.
Семантическое ядро позволяет правильно перелинковать страницы ― связать их между собой с помощью гиперссылок. Это сделает поиск информации и товаров проще для покупателя.
Как собрать семантическое ядро
Работа состоит из нескольких этапов. На основе тематики сайта собираются релевантные ключевые слова. Затем эти запросы разделяют на кластеры — о них расскажем ниже. На последнем этапе прорабатывают по кластерам каждую страницу.
Шаг 1. Собираем базу ключевых слов
Создаём таблицу, куда записываем все собранные ключевые слова с уточнениями, во всех формах. Список должен быть максимально широким.
Из каких источников можно сделать сбор запросов:
- Отчётность. Если сайт уже есть и работает, то подойдёт «Яндекс.Метрика»: в отчёте будут все слова, по которым посетители находят сайт.
- Сайты конкурентов. СЯ можно позаимствовать у 3–4 конкурентов, которые хорошо ранжируются в выдаче. Их семантику можно собрать через сервисы, затем сегментировать и очистить от нерелевантных ключей. Способ экономит время, но без вдумчивой проработки можно скопировать и ошибки конкурентов, пропустить перспективные запросы.
- Поисковая строка сайта. Собрать перспективные запросы в поисковой строке сайта (Search bar) будет актуально для сайтов с большим количеством информации, страниц, товаров.
- Собрать своими руками. Вы анализируете свой сайт, услуги и товары, цены поставщиков и ассортимент, а также запросы по тематике в «Яндекс.Wordstat». Метод небыстрый, зато надёжный, и даёт достоверную информацию для маркетинговой стратегии.
Чтобы получить точный результат, лучше собирать запросы как вручную, так и с учётом анализа конкурентов.
Для сбора фраз можно использовать такие инструменты, как «Яндекс.Wordstat» совместно с расширением Yandex Wordstat Assistant, SEMrush, Key Collector или «Мутаген».
Шаг 2. Классифицируем собранные запросы
Собранные ключи разделяются на следующие типы.
- По частотности
Высокочастотные ключи ищут чаще всего, но такие фразы не конкретизированы. Среднечастотные ― более точные, у них есть 1–2 уточняющих слова, из которых понятна потребность пользователя. Низкочастотные состоят более чем из 3 слов с конкретным запросом.

Пример: среднечастотный запрос с уточнением «в питомнике» и низкочастотные с уточнением «в питомнике Тимирязевской академии», «в питомнике Екатеринбург» Здесь вы можете отделить их по местонахождению.
Частотность для разных отраслей отличается. К примеру, ноутбуки ищут гораздо чаще, чем узкоотраслевые продукты, например, билеты на спектакли городского театра. Поэтому запросы «купить ноутбук» частотностью в 25 тысяч и «спектакли театр Новосибирск» частотой 794 ― оба среднечастотные.

Продвигать сайт лучше по средне- и низкочастотным запросам, а высокочастотные применять для создания контента в блоге.
Чтобы использовать высокочастотные запросы, по которым продвигаются крупные компании, ваш сайт и ассортимент должны быть на одном уровне с ними. Если по запросу «саженцы яблонь» у конкурентов 500 товаров, а у вас 20, то соперничать невозможно.
- По цели ― коммерческие и информационные
Коммерческие означают, что пользователь заинтересован в сделке. Об этом говорят слова «купить», «заказать», «прайс», «цены», «недорого», указание города, места покупки. Информационные запросы говорят о том, что человек просто хочет узнать подробнее: «как выбрать», «как сделать», «википедия», «отзывы», «характеристики».
Коммерческие запросы ― обязательная часть СЯ для сайта, где продаются товары или услуги. Некоммерческие хорошо использовать для блога.
- По местоположению ― геозависимые и геонезависимые запросы
Если вы живёте в Новосибирске и запрашиваете «спектакли сегодня вечером», Яндекс и Google выдадут вам программу театров Новосибирска, а не Петербурга или Ярославля. Практически все коммерческие запросы ― геозависимы, потому что у продавца должна быть возможность доставить товар или оказать услугу.
Пример разбора ключей:
Поисковый запрос имеет тело, спецификатор и хвост.
- Тело — самый высокочастотный ключ без понятного намерения пользователя. Например, «саженцы»: неясно, что хочет человек ― купить их или посмотреть информацию.
- Спецификатор чётко показывает намерение. Например, «купить саженцы», «как выбрать саженцы».
- Хвост запроса уточняет цель: «как посадить саженцы яблони весной», «купить саженцы яблони в Москве».
Шаг 3. Очистка базы от нерелевантных запросов
Эту работу стоит сделать вручную. При отборе рассматривайте запросы не только как SEO-специалист, но и как маркетолог.

Не упускайте низкочастотные запросы ― они приведут вам хороший трафик. Если посмотреть на этот перечень как маркетолог, то можно сделать полезные выводы:
- Людям нравятся сорта яблок «Медовый хруст», «Делишес», «Конфетное», «Белый налив». Если в ассортименте их нет, желательно начать их продавать.
- Людям удобно выбирать яблони по сортам, и сорта можно поставить в фильтр. Ключи можно использовать в карточках товаров и метатегах.
Какие ключи нужно удалить из списка при подборе СЯ:
- Ключи-дубли
- Запросы с геолокацией, где вы не работаете
- Запросы с ошибками в правописании
- Запросы, на которые у вас не хватает товаров или услуг ― менее 5
- Ключи, которые не относятся к вашей тематике, которых нет среди вашего ассортимента товаров. Например, если вы интернет-магазин, а не питомник, то ключ «купить саженцы яблони в питомнике» вам не подходит.
- Пустые ключи с нулевым трафиком
Пустые запросы кажутся популярными, но по факту по ним мало показов. А значит, если вы будете оптимизировать под них страницу, то потратите много сил, но не получите результата. Пустые ключи проверяйте в Wordstat через опцию «!», как на скрине ниже:

Чем выше чистый спрос, тем перспективнее ключ ― оставляем его.
Шаг 4. Кластеризация запросов: как её сделать
Кластеризация ― разбивка запросов на группы и распределение их по страницам сайта на основе выдачи поисковика и логики маркетолога. Под каждую группу подбирается страница сайта и создаётся лист в Excel-файле. Для автоматической кластеризации используйте комплексные сервисы для SEO, например сайт Мутаген.
Обязательно прочищайте каждый кластер вручную. Ошибки в автоматической кластеризации неизбежны. Сравнивайте результаты разных сервисов, потому что со 100%-й точностью ни одна программа не сможет определить, к какому кластеру относится слово.
Особенно часто автоматическая кластеризация выдаёт ошибки:
- при анализе нового ассортимента, где нет устоявшейся выдачи;
- на низкочастотных запросах;
- в узких тематиках и в региональных запросах.
Не используйте для кластеризации только топ выдачи, потому что он зависит от изменений алгоритмов Яндекса и Google: выйдет обновление, и топ поменяется. Но не группируйте запросы только на основе логики, потому что пользователи непредсказуемы.
Так, колоновидные и карликовые яблони ― это низкорослые деревья. Они выглядят похоже, но это разные виды. Помещать ли их в одну группу? Понимают ли пользователи, что это не одно и то же? Посмотрим, как разделит эти запросы сервис:

Как мы видим, колоновидные и карликовые яблони, несмотря на сходство, потребуют разных страниц ― пользователи-садоводы понимают отличия этих типов плодовых деревьев.
При кластеризации руководствуйтесь правилами:
- По одному кластеру продвигаем одну страницу, чтобы не было дублей.
- Данные на странице должны соответствовать запросу.
- Молодые и небольшие сайты продвигайте по низкочастотным и среднечастотным запросам.
Информационные запросы подходят для блога и страницы «Вопрос-ответ». Коммерческие ― для категорий и карточек товаров. Транзакционные ― для главной страницы и категорий. Навигационные ― для главной страницы.
Ошибки при составлении семантического ядра
№1. Две и более тематики (кластера) на одну страницу
Например, страница создаётся под ключ «Саженцы плодовых», но её также оптимизируют под запросы «Колоновидные саженцы плодовых». Получается несоответствие одной теме. А после этого ещё создают страницы под «Колоновидные плодовые». От таких дублей путаются и поисковые системы, и пользователи.
На каких страницах допустимо использовать несколько кластеров:
- на главной странице;
- на страницах, которые продвигаются большой ссылочной массой;
- на информационных страницах с длинными текстами;
- когда топ неконкурентный;
- когда запросы узкие.
Вывод: один запрос ― одна страница.
№2. Включение в СЯ нерелевантных и пустых запросов
Нельзя включать в СЯ слова, которые не соответствуют тематике или ассортименту бизнеса — они не принесут трафика. Например, для формирования СЯ интернет-магазинов будут нерелевантными запросы со словами «бесплатно», «скачать», «форум», «википедия».
№3. Оптимизировать без учёта потребностей целевой аудитории
При подборе ключей смотрите на запросы не только как оптимизатор, но и как маркетолог.
№4. Пренебрежение низкочастотными запросами
Соберите максимум тематических низкочастотных запросов. В совокупности они дают отличный трафик, и при этом с ними легче ранжироваться в поиске благодаря меньшей конкуренции.
№5. Нарушать работающую оптимизацию страниц
Если страница оптимизирована под запросы, которые уже приносят трафик, то важно не потерять наработанный поток посетителей. Для этого в «Яндекс.Метрике» надо посмотреть фразы, по которым оптимизирована страница, и добавить их в СЯ.
№6. Не чистить кластеры вручную
Проверяйте вручную автоматически созданные кластеры. При этом опирайтесь и на логику, и на топ выдачи.
№7. Создавать семантическое ядро раз и навсегда
Раз в 4–6 месяцев нужно обновлять СЯ. Пользователи задают новые запросы, а какие-то из прежних ключей в ядре становятся нецелевыми.