Понятие UX-дизайна вошло в обиход в 1990-х годах, когда цены на персональные компьютеры снизились и тем самым поспособствовали развитию графики. Стало важным уделять внимание удобству использования интерфейсов сайта и программ. Теперь от комфортного пользовательского опыта (User Experience, или UX) зависело, какую прибыль получит бизнес.
UX-дизайн не теряет актуальности и сегодня. В статье подробнее рассказываем об этом направлении и рассуждаем, нужен ли вашему бизнесу такой специалист, как UX-дизайнер. Спойлер: если у вас есть дизайнер, он может работать с UX – если освоит несколько новых навыков.
- Что такое UX-дизайн
- UX и UI: кратко об отличиях
- Этапы разработки дизайна интерфейса сайта и приложения
3.1. Сбор информации о целевой аудитории
3.2. Анализ конкурентов
3.3. Создание структуры продукта
3.4. Создание прототипа сайта или приложения
3.5. Тестирование прототипа
3.6. Улучшение продукта - Нужен ли UX-дизайнер вашему бизнесу
Что такое UX-дизайн
UX (User Experience – англ. «пользовательский опыт») – это процесс проектирования сайта или приложения, конечная цель которого – удобный дизайн, доступный и понятный в использовании продукт. Если цели удаётся достигнуть, на сайте возрастает трафик, повышается лояльность клиентов, растут и продажи.
UX-дизайн отвечает за то, как работает интерфейс. Нативный, понятный и легкий – вот характеристики идеального интерфейса. Если он просто красивый, то клиентов не принесёт. Например, если вы передвинули кнопку входа в личный кабинет на непривычное место, а ещё забыли выделить её контрастным цветом, это приведёт к падению конверсий – пользователи не будут понимать, куда нажимать, и останутся разочарованными.

Специалист по UX – UX-дизайнер. Его задача – создать удобный в использовании сайт, в котором легко разберутся как новички, так и клиенты, которые не раз бывали на ресурсе. Информационная архитектура, визуальный дизайн, юзабилити, текстовый контент – всё это разрабатывает и улучшает после запуска продукта UX-дизайнер, чтобы пользователь без труда находил необходимое ему на сайте.
UX и UI: кратко об отличиях
Термины UX и UI идут бок о бок.
UI (сокращение от User Interface, «пользовательский интерфейс») – это то, как сайт выглядит. Какие в интерфейсе используются сочетания цветов, какие шрифты и позволяют ли они прочесть текст, какой формы кнопки и иконки. Проще говоря, UI подразумевает визуальное оформление, которое помогает решить задачи бизнеса.
UX – это то, какое впечатление вызывает у пользователя сайт. Удаётся ли клиенту достичь цели – совершить покупку, прочитать статью, оставить заявку на услугу, найти нужную информацию. Просто это сделать или нет. Другими словами, UX – это структура сайта и коммуникация внутри него.

Часто грань между UX и UI смывается, поэтому в некоторых компаниях работает универсальный UX/UI-дизайнер. Тем не менее разделение обязанностей играет роль, если:
- На первый план выходит визуальная составляющая. Имиджевые проекты, где важно погрузить пользователя в атмосферу продукта, потребуют привлечения UI-специалиста. Например, если вы продаёте премиальные товары.
- Сложные системы со множеством точек взаимодействия разрабатывает UX-дизайнер. Здесь необходимо снизить стресс пользователя от взаимодействия с интерфейсом и ускорить работу с ним. Речь идёт, например, об интернет-магазинах и CRM-системах.
Этапы разработки дизайна интерфейса сайта и приложения
Работу UX-дизайнера над юзабилити цифрового продукта можно разделить на несколько шагов:
1. Сбор информации о целевой аудитории
Для начала необходимо разработать портрет клиента. Какого он пола и возраста, где проживает, какой имеет доход, какие у него интересы, какую проблему он хочет решить с помощью продукта. При этом типов клиентов у сайта может быть несколько – в этом случае для каждого необходимо составить свой портрет. Детальная информация об аудитории позволит UX-дизайнеру предугадывать поведение пользователей. Он сможет сделать сайт удобным для конкретного сегмента, а не абстрактно «для всех».
2. Анализ конкурентов
Следующий шаг – анализ сайтов и приложений конкурентов. UX-дизайнеру следует выделить сильные и слабые стороны продукта. Понять, чем привлекают клиентов другие интерфейсы в плане структуры и дизайна. Проанализировать, на какие триггеры откликается аудитория – уникальность товаров, их качество, стоимость, доступность и пр.
Помимо прямых конкурентов, можно изучить сайты компаний из смежного бизнеса или те, чья аудитория частично пересекается с вашей. Например, для оформления интернет-магазина с одеждой стоит посмотреть структуру сайтов прочих интернет-магазинов, а также сайтов для салонов красоты.
3. Создание структуры продукта
Когда известна целевая аудитория и подмечены идеи для будущего сайта, UX-дизайнер приступает к проработке структуры. Из каких разделов будет состоять сайт, какая будет навигация, где будут расположены ключевые элементы (блоки, картинки, текст, меню, кнопки захвата). Другими словами, разрабатывается информационная архитектура сайта.
Визуализировать взаимодействие посетителя с продуктом помогает Customer Journey Map, или карта путешествия клиента по сайту. В ней расписывается каждый шаг пользователя, барьеры, которые встречаются в процессе использования продукта и которые мешают дойти до покупки. Все сценарии взаимодействия, удачные и нет, необходимо предусмотреть в CJM.
4. Создание прототипа сайта или приложения
Прототип – первый вариант вашего продукта, где вы можете увидеть, как расположены основные блоки, какой использован контент, как элементы интерфейса связаны друг с другом. Всё это – схематично.
Прототип создаётся в несколько этапов:
- Сначала UX-дизайнер делает набросок структуры продукта (вайрфрейм), цель которого – показать, как работает интерфейс.
- Затем рисуется макет – интерфейс наполняется цветами, картинками и текстовым контентом. Здесь можно увидеть, как интерфейс будет выглядеть.
- В конце UX-дизайнер создаёт интерактивный прототип – полную версию продукта. Эту версию тестируют на небольшой выборке потенциальных клиентов, чтобы быстрее и с минимальными затратами исправить ошибки до запуска сайта.
5. Тестирование прототипа
На этом этапе собирается обратная связь от пользователей: удобен ли интерфейс, легко ли находить нужные разделы, работают ли кнопки, хорошо ли читается текст, как воспринимается визуал, какие есть недостатки интерфейса. Как правило, тестирование юзабилити сайта проводится на фокус-группе – представителях целевой аудитории продукта.

6. Улучшение продукта
Итак, сайт запущен. Но на этом работа UX-дизайнера не заканчивается. Невозможно отследить все ошибки на предварительных этапах. Так, уже после запуска можно обнаружить, что клиенты массово задерживаются на какой-то стадии оформления заказа, чего не наблюдалось в фокус-группе. Какие-то разделы посещают чаще, а некоторые игнорируют, несмотря на их важность.
Поэтому анализ поведения пользователей и сбор обратной связи следует проводить и дальше. Это поможет усовершенствовать юзабилити сайта и повысить лояльность клиентов.
Нужен ли UX-дизайнер вашему бизнесу
Если вы планируете продавать товары и услуги с помощью сайта или приложения, то UX-дизайнер – именно тот, кто поможет пользователям получить позитивный опыт от взаимодействия с интерфейсом. И вот на что это повлияет:
1. Увеличение конверсии.
Если пользователь может быстро найти на сайте нужную информацию, ему понятно, на какую кнопку нажимать, как оформить заказ и внести оплату, и всё это сайт позволяет сделать быстро – тогда будут продажи.
Напротив, недостаточно проработанная структура сайта, которая заводит посетителя не туда, снижает конверсию. Так, длинный процесс регистрации отпугнет клиентов, которые хотят заказать всего один товар и имеют в запасе мало времени.
2. Повышение лояльности клиентов.
Когда людям удобно пользоваться сайтом или приложением, они возвращаются снова и снова, а также рекомендуют продукт друзьям и пишут отзывы в интернете. Конечно, многое зависит не только от юзабилити сайта, но и от качества самого товара. Но когда доступ к нему максимально упрощён, это увеличивает и количество покупок.
3. Снижение стоимости привлечения новых клиентов.
Хорошо, если пользователь проявил интерес к услугам компании – пришёл на сайт через рекламу или органический поиск. Но если интерфейс непонятен, дальнейшее взаимодействие с потенциальным клиентом затрудняется.
Если вы хотите снизить стоимость лида, один из способов это сделать – проработать структуру ресурса. Лояльные пользователи не только больше покупают, но и бесплатно вас рекламируют.
4. Уменьшение стоимости создания продукта.
UX-дизайнера следует подключать к проекту на начальных этапах, а не когда сайт уже готов. Это позволит избежать большого количество ошибок, снизить затраты на тестирование и быстрее выйти на рынок с продуктом, который устраивает пользователей. Цветовую гамму ресурса и расположение элементов на странице относительно легко изменить, другое дело – полностью перерабатывать «каркас» сайта и учить клиента пользоваться обновлённый вариантом. Всё это требует времени, которое может дорого стоить бизнесу.
Цифровых продуктов становится только больше, а значит, пользователи будут отдавать предпочтение тому, с чем удобнее взаимодействовать. UX-дизайн помогает клиенту быстро решить его задачу – взамен бизнес получает лояльную аудиторию и рост продаж.