Часто в компаниях не до конца понимают роль CRM и её ценность для бизнеса. Если нет осознания, какие преимущества может принести внедрение и использование CRM, эта функция рассматривается просто как инструмент для хранения контактных данных клиентов. Из-за этого её потенциал используется лишь наполовину, а то и меньше.
Как сделать так, чтобы CRM-отдел занял правильное место в компании и получил необходимые ресурсы? Как добиться синергии с другими подразделениями? Опытом делится Анна Антоненко, CRM-стратег WIM.Agency.
- Что такое CRM
- Место CRM в структуре компании
- Как достичь максимального эффекта от CRM
- Распределение зон ответственности с помощью матрицы RACI
- Кейс: внедрение матрицы RACI для CRM в международной компании с региональными подразделениями
Что такое CRM
Для начала определим, что мы имеем ввиду под CRM в контексте маркетинговой функции.
Функция CRM — управление взаимоотношениями с клиентами. Она выполняет задачи, которые связаны с повышением ценности клиентской базы:
- Управление клиентскими данными. CRM помогает организовывать и хранить информацию о клиентах: их контакты, предпочтения, историю взаимодействия и другие релевантные сведения. Это позволяет легко находить и анализировать данные об аудитории.
- Автоматизация маркетинга. CRM позволяет автоматизировать некоторые маркетинговые процессы: сегментацию клиентов, создание и управление рекламными кампаниями, персонализацию, построение многоканальных цепочек коммуникаций и мониторинг результатов.
- Управление продажами. CRM предоставляет инструменты для управления воронкой продаж, отслеживания сделок, учёта, прогнозирования и анализа результатов продаж.
- Обслуживание клиентов. CRM помогает улучшить customer service благодаря инструментам для учёта обращений, обработки запросов, отслеживания проблем и обратной связи клиентов. Она позволяет вести базу знаний для поддержки клиентов и автоматизировать процессы обработки запросов.
- Аналитика и отчётность. CRM предоставляет вычислительные инструменты для анализа данных о клиентах, продажах, маркетинговых кампаниях и других аспектах бизнеса. Это позволяет получать отчеты для принятия решений и оптимизации бизнес-процессов.
Если обобщить, то CRM помогает строить более персонализированные и эффективные коммуникации с клиентами, улучшать обслуживание, уделять внимание наиболее ценным клиентам и создавать долгосрочные отношения
Место CRM в структуре компании
Место CRM-функции может различаться в зависимости от размера компании, отрасли, бизнес-модели и стратегии. Вот несколько распространённых вариантов:
- Отдел продаж
CRM может быть частью отдела продаж, так как CRM-система широко используется для управления данными, сделками и взаимодействием с клиентами. Отдел продаж в таком случае будет ответственным за внедрение и использование CRM-системы, обучение сотрудников, анализ данных и управление отношениями с клиентами.
- Отдел маркетинга
В других компаниях CRM-функция может быть включена в отдел маркетинга, так как CRM-система позволяет управлять рекламными кампаниями, сегментировать клиентскую базу, отслеживать результаты активностей и повышать эффективность маркетинговых усилий. В таком случае создается группа CRM или назначается выделенный сотрудник.
- Автономный отдел CRM
Ещё вариант — отдельный департамент CRM, который будет специализироваться на управлении коммуникациями с клиентами. Этот отдел будет ответственным за выбор и внедрение CRM-системы, обработку и анализ клиентских данных, управление клиентским опытом и взаимодействием с клиентами.
- Матричная структура
В больших компаниях часто используется матричная структура, при которой CRM-функция интегрирована в различные отделы. Представители CRM могут быть распределены по разным подразделениям: продажи, маркетинг, обслуживание клиентов, даже управление продуктом. Это помогает обеспечить сотрудничество и синхронизацию работы между разными командами.
- Внешний поставщик
В некоторых случаях компании могут обратиться к внешним CRM-провайдерам или консультантам, которые предоставляют услуги по управлению коммуникациями с клиентами. Это может быть особенно полезно для предприятий, у которых нет ресурсов или экспертизы для разработки собственной CRM-инфраструктуры, а также для тех, кто хочет оптимизировать текущую CRM-функцию. Возможен вариант, когда агентство берёт на себя часть задач, а остальные остаются внутри компании. Например, рекламные коммуникации планирует компания, а отправку рассылок осуществляет агентство.
Как выбрать вариант структуры CRM-функции, подходящий для вашей компании? Прежде всего, утвердите основные цели и задачи CRM, спрогнозируйте объём клиентской базы, определитесь с необходимым инструментарием и примерным составом команды. Тогда будет проще определить место функции и распределение обязанностей.
Как достичь максимального эффекта от CRM
Синергия между CRM-отделом и маркетинговыми подразделениями является очень важным элементом для достижения высоких результатов. Почему?
- Единые концепции, тон и визуал массовых и триггерных коммуникаций позволяют усиливать друг друга, повышать узнаваемость бренда и увеличивать конверсию в целевой результат.
- Сквозная аналитика — важнейший инструмент для принятия маркетинговых решений — возможна только при тесном взаимодействии CRM и маркетинга.
- Декомпозиция маркетинговых целей до CRM-задач позволяет выполнять их эффективнее.
- Обмен лучшими практиками контент- и кампейн-менеджмента полезен как для сотрудников, так и для компании в целом.
Эффективные кросс-функциональные коммуникации между CRM-отделом и другими подразделениями компании играют важную роль в обеспечении комфортной работы и достижении общих целей. Мы подготовили чек-лист, который поможет вам проверить и настроить процессы.

Распределение зон ответственности с помощью матрицы RACI
Один из самых важных пунктов чек-листа с точки зрения влияния на эффективность — распределение зон ответственности между CRM-отделом и другими подразделениями компании. Для этого есть удобный инструмент — матрица RACI.
RACI — это аббревиатура от названий участников процессов:
- R (Responsible) — Ответственный. Фактический исполнитель задачи.
- A (Accountable) — Согласующий. Обычно это руководитель исполнителя, который принимает решения.
- C (Consulted) — Консультирующий. Участник проекта, который помогает исполнителю.
- I (Informed) — Информируемый. Лицо, которому нужно отправлять информацию по проекту.
Как построить матрицу:
Шаг 1. Определите процессы или проекты, для которых требуется распределить зоны ответственности.
Шаг 2. Определите роли, которые участвуют в каждом процессе или проекте. Это могут быть сотрудники CRM-отдела, представители других подразделений, менеджеры и т. д.
Шаг 3. Создайте матрицу RACI для каждого процесса или проекта.
Шаг 4. Объясните, что ожидаете от каждого участника, и убедитесь, что все понимают свои обязанности.
Пример матрицы RACI для CRM-отдела, который находится в ведении маркетингового подразделения.

Это пример матрицы — конкретные задачи и роли могут отличаться в зависимости от организации, её структуры и целей развития.
Рассмотрим потенциал данного инструмента на реальном кейсе.
Кейс: внедрение матрицы RACI для CRM в международной компании с региональными подразделениями
Ситуация на старте:
- Все функции CRM лежат на глобальном отделе, который находится в постоянном цейтноте.
- От регионов поступают хаотичные задачи в режиме нон-стоп, которые нужно сразу принимать в работу.
- Отсутствуют отчёты, при принятии решений не используется аналитика результатов кампаний. Как следствие — невысокая эффективность CRM.
- Отсутствует прозрачность в процессах запуска кампаний.
- Регионы и подразделения глобального офиса постоянно конфликтуют, на решение конфликтов уходит много времени.
- Не соблюдается единый фирменный стиль коммуникаций.
Что сделали:
- Провели ряд встреч с регионами и кросс-функциональными подразделениями глобального офиса для понимания их потребностей и процессов.
- Проанализировали результаты предыдущих кампаний, а также процессы их планирования и запуска.
- Сформировали CRM-отдел с чёткими целями работы, описанием структуры с функционалом каждого сотрудника, отдельными ответственными за работу с регионами и общим списком всех CRM-задач.
- Сформировали RACI-матрицу для CRM-отдела, сотрудников регионального и глобального офисов. На глобальном CRM-отделе осталась функция формирования общего плана и запуска кампаний. Далее с каждым регионом создается ежемесячный, адаптированный план, добавляются локальные кампании.
- Закрепили роли доступа регионов в CRM-систему: глобальный отдел имеет доступ в каждый из региональных модулей и может помогать регионам при необходимости.
- Создали и внедрили гайды по дизайну и текстам.
- Запустили создание ежемесячных отчётов результатов кампаний.
- Закрепили SLA (какие услуги, как и когда будут предоставляться) по всем CRM-задачам.
Результат:
- Снизилась нагрузка на глобальный CRM-отдел.
- Повысилась прозрачность процессов для всех участников, многократно снизилось количество конфликтов.
- Ускорился запуск кампаний и увеличилось их количество, начали тестировать новые подходы.
- Повысилась эффективность и ценность всей CRM-функции в компании, впервые увидели существенные финансовые результаты.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что CRM-функция вне зависимости от места в структуре должна быть тесно связана с маркетингом. Синергетический эффект не заставит себя ждать, если вовремя и качественно распределить зоны ответственности, обеспечить прозрачность процессов и результатов работы.
- Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции