Главные отличия бренда от товарного знака

Вместе с персональным бренд-стратегом Еленой Крупиной разбираемся в ключевых элементах, из которых складывается образ компании.

Товарный знак и бренд в чем разница

Бренд, товарный знак, торговая марка, логотип — многим кажется, что это всё синонимы. На самом деле у вас может быть продукт и зарегистрированный товарный знак, но при этом бренда нет.

Чем отличаются эти понятия, и причём здесь эмоциональная связь и вовлечённость? Подробнее об этом рассказывает Елена Крупина, персональный бренд-стратег.

Содержание
  • Ключевые понятия
  • Юридическая защищённость
  • Фирменный стиль
  • Узнаваемость
  • Устойчивые ассоциации
  • Эмоциональная связь
  • Вовлечённость
  • Дополнительная ценность
  • Что нужно делать, чтобы превратить товарный знак в бренд

Ключевые понятия

Начнём с определения ключевых элементов, из которых складывается образ компании:

  • Продукт, товар, услуга — то, что компания производит или продаёт. Сами по себе результаты коммерческой деятельности не имеют опознавательных признаков: логотипа, названия, упаковки. Например, стол или компьютерная программа — это продукт.
  • Нейминг — уникальное название продукта, товара, услуги. 
  • Логотип — изображение, которое визуально поддерживает нейминг. Иногда в роли логотипа может выступать название бренда, выполненное особым шрифтом.
  • Товарный знак — зарегистрированный в Роспатенте логотип, название или всё вместе. 
  • Торговая марка — это аналог торгового знака, но за пределами РФ.
  • Бренд — линейка продуктов или компания, которой удалось сформировать эмоциональную связь с целевой аудиторией.

Самое сложное для многих предпринимателей понять, чем отличаются товарный знак и бренд, и как превратить первое — во второе. Давайте разбираться подробнее.

Другие статьи от эксперта:

Юридическая защищённость

Чтобы спокойно использовать нейминг или логотип, владелец компании должен юридически оформить права на них, и тогда он получит зарегистрированный товарный знак. Для этого нужно подать заявку в Роспатент. Процедура в среднем занимает 6–9 месяцев. 

Сильные, известные бренды всегда юридически защищены и активно защищают свои права.

Важно: этот этап не превращает вашу компанию в бренд, однако пропускать его нельзя. Вот лишь некоторые риски, связанные с отсутствие документов из Роспатента:

  • Коммерческие — вы развиваете свой бренд, но в какой-то момент появляется аналог. Конкурент может успешно производить продукт под логотипом, схожим с вашим — из-за этого вы теряете клиентов.
  • Репутационные — компания-конкурент копирует ваш продукт и логотип, но при этом продаёт товар плохого качества. 
  • Юридические — конкурент может скопировать ваш логотип, зарегистрировать его и обвинить вас в плагиате.
Бренд и товарный знак отличия

Фирменный стиль

Фирменный стиль — это свод правил, который помогает сформировать единое визуальное восприятие вашего бизнеса. В фирстиль входят все элементы дизайна, которые создают уникальный образ бренда — логотип, шрифты, слоган, цветовая палитра.

Фирменный стиль решает несколько задач, в частности:

  • унифицирует каналы коммуникации и восприятие компании на разных площадках;
  • позволяет выделить товары и услуги компании среди конкурентов;
  • создаёт прочные ассоциации и связи в сознании потребителей и клиентов.

Например, фундамент фирменного стиля МТС — красный цвет и гибкий логотип — объединяют все решения бренда в единую экосистему. 

Чем отличается товарный знак от бренда
Благодаря фирменному стилю разные продукты объединены в экосистему МТС

Товарный знак может существовать без фирменного стиля. Но как только вы начнёте работать над узнаваемостью и формированием устойчивых ассоциаций, то есть станете превращать товарный знак в бренд, без фирменного стиля не обойтись. 

Благодаря фирменному стилю вы сможете сделать так, что аудитория будет узнавать не только логотип и название компании, но её образ в целом: стиль коммуникации, визуалы, ценности.

Бренд и товарный знак одно и тоже

Читайте также:

Узнаваемость

Узнаваемость — неотъемлемый атрибут бренда и ещё одно ключевое отличие бренда от товарного знака. Хорошо, если аудитория узнаёт название и логотип среди компаний-аналогов. Идеально — если может вспомнить ваш бренд без подсказки. 

При этом бренд может быть как массовый, так и нишевый. То есть не так важно, сколько людей вас знает, намного важнее — какой процент из всей целевой аудитории знакомы с вашей компанией.

Пример бренда и товарного знака

Устойчивые ассоциации

В основе каждого сильного бренда лежат устойчивые ассоциации. Эти ассоциации важны, ведь именно они являются ключевым элементом, с помощью которого происходит отстройка от конкурентов. Также ассоциации — ключ к формированию эмоциональной связи с аудиторией. 

Чтобы формировать устойчивые ассоциации, бренды регистрируют не только товарный знак или торговую марку, но и другие отличительные признаки. Например, компания Mattel запатентовала выражение лица куклы Барби, чтобы конкуренты не смогли скопировать его.

Графический обзор ключевых различий между брендом и товарным знаком
Запатентованное выражение лица Барби мгновенно создаёт устойчивую ассоциацию с брендом-производителем
Иллюстрация, объясняющая разницу между брендом и товарным знаком

Эмоциональная связь

Бренд должен вызывать положительные эмоции у целевой аудитории. Есть нишевые компании, которые направлены на узкий сегмент. Их ценности и стилистика могут вызывать негативные эмоции у широкой массы потребителей, и это нормально. 

Хуже, когда бренд не вызывает никаких эмоций. В этом случае выбор в пользу компании становится зависимым от более рациональных факторов. Например, от стоимости или предлагаемой скидки.

Схематическое представление бренда против товарного знака

Вовлечённость

Без ассоциаций, узнаваемости и эмоциональной связи — нет бренда. Но на этом работа над брендом не закончена. Нужно продолжать укреплять связь с целевой аудиторией, чтобы повышать силу бренда. 

Отличительная черта сильных брендов — вовлечённость целевой аудитории. В этом случае бренд может превращать клиентов в «амбассадоров», активных промоутеров компании. Промоутеры готовы рекомендовать продукцию друзьям, участвовать в активностях, покупать мерч и подчеркивать свои ценности с помощью продукции бренда.

Символическое изображение бренда и товарного знака рядом
Пример мерча от производителя энергетиков Red Bull — товары в каталоге как способ поддержать вовлечённость аудитории
Инфографика сравнения товарного знака и бренда

Дополнительная ценность

Чтобы превратить торговую марку в бренд, от компании требуется много времени и регулярные инвестиции. Стоит ли предпринимателю тратить свои силы и средства на это, если можно увеличить продажи другими способами?

Если вы работаете на перспективу, то да, ведь одно из главных отличий торговой марки от бренда — это дополнительная ценность. Другими словами, целевая аудитория при прочих равных готова переплачивать за продукт, потому что ценит бренд и доверяет компании.

Сильному бренду не страшно появление конкурентов, которые будут предлагать похожую продукцию по сниженным ценам. С помощью скидки сложно разрушить устоявшиеся привычки и привязанность аудитории.

Визуальное объяснение различия между товарным знаком и брендом

Что нужно делать, чтобы превратить товарный знак в бренд

Чтобы построить сильный бренд, нужно действовать системно:

  • Запускать охватные, брендовые кампании или brandformance

Это поможет повысить узнаваемость компании и донести до аудитории ключевые преимущества, а также ценности компании. Как продвигать бизнес с помощью brandformance

  • Развивать tone of voice, голос бренда

TOV может быть деловым, дружелюбным, с юмором. Желательно, чтобы он был узнаваемым. Как создать уникальный tone of voice

  • Создавать уникальные идеи

Потребители тянутся за эксклюзивностью и новинками. Есть 7 техник мозгового штурма — генерируйте идеи и решения

  • Проявлять эмоции

Для этого используйте в коммуникациях с аудиторией юмор, прояляйте заботу, решительность, сочувствие. Как правильно внедрить юмор в коммуникации

  • Демонстрировать экспертность

При этом важно не только предоставлять полезную информацию, но и подтверждать её конкретными фактами и действиями. Как упаковать свой опыт в кейс и привлечь клиентов

  • Оценивайте здоровье бренда

Спрашивайте у клиентов об их покупательском опыте, отношению к вашему продукту и компании. Такие исследования называются по-разному — Brand health monitoring или Brand tracking. Его может проводить как маркетинговое агентство, так и сама компания.

Кейс компании «Дром»: как с помощью SMS-опросов измерить здоровье бренда

С помощью таких исследований можно выяснить:

  • Net Promoter Score (NPS), индекс потребительской лояльности — готов ли клиент рекомендовать ваш бренд кому-то ещё.
  • Намерение покупки — насколько вероятно, что люди будут приобретать продукт у вашего бренда в ближайшем будущем.
  • Спонтанная запоминаемость бренда — сколько людей думают о вашем бренде без подсказок при упоминании о той или иной отрасли. 
  • Предпочтения в товарной категории — метрика, схожая с предыдущей, но более узконаправленная. Пример: какой бренд первый приходит на ум, если речь заходит о премиальной косметике.
  • Uplift, оценка популярности бренда в сравнении с конкурентами — готовы ли потребители отдать предпочтение вашему продукту при выборе идентичных товаров или услуг.
  • Share of voice, доля рекламного воздействия — показывает, насколько маркетинговые активности бренда воздействуют на аудиторию по сравнению с другими компаниями в вашей нише. 
  • Настроение аудитории по отношению к бренду — может быть положительным, отрицательным или нейтральным.
  • Социальный охват — количество подписчиков, лайков и комментариев в социальных сетях.
  • Возвращающиеся посетители сайта — количество пользователей, которые вернулись к вам, даже если при первом сеансе не совершили целевого действия.
  • Лояльность к бренду — число повторных покупок.

Желательно проводить такой мониторинг регулярно, чтобы отслеживать показатели в динамике. Также в оценке здоровья бренда помогает мониторинг брендовых запросов и упоминания в соцсетях.

  • Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: