SMS-рассылки по своей базе — это эффективный инструмент для удержания и возврата клиентов. С помощью SMS можно делиться важными новостями, информировать о выгодных предложениях и присылать сервисные оповещения.

Но прежде чем отправлять SMS-рассылку по своей базе, её важно правильно собрать, не нарушая российское законодательство. В статье собрали для вас 7 способов, как это можно сделать.
- Почему важна собственная база для рассылок
1.1. Перевод разовых клиентов в категорию постоянных
1.2. Удержание и возврат клиентов
1.3. Оптимизация маркетингового бюджета - Что об SMS-рассылках говорит закон
- Как собирать базу клиентов
3.1. Программа лояльности
3.2. Мобильное приложение
3.3. Оформление личного кабинета на сайте
3.4. Оформление заказа
3.5. Лид-магниты на сайте
3.6. Телефонный разговор
3.7. QR-коды - Как делать рассылки по своей базе
Почему важна собственная база для рассылок
Клиентская база — это база пользователей, которые покупают продукцию вашей компании, пользуются её услугами, а следовательно, приносят вашему бизнесу доход. Некоторые компании добавляют в базу ещё и потенциальных клиентов: тех, кто оставлял заявки на сайте, но так и не совершил покупку.
Вот некоторые возможности, которые получает компания благодаря базе клиентов:
1. Перевод разовых клиентов в категорию постоянных
Если вы собираете и анализируете клиентскую базу, то можете больше узнать о своей аудитории. В частности, у вас будет возможность отслеживать такие данные, как:
- частота покупок
- средний чек
- продолжительность жизни клиента
Если вы знаете историю покупок, то стоит делать персонализированные предложения — это эффективный способ превратить разового клиента в постоянного.
2. Удержание и возврат клиентов
Также собирать базу важно, чтобы отслеживать активность покупателей. Если вы видите, что интерес покупателя к компании снизился, предпринимайте меры, чтобы предотвратить отток.
В этом также помогут персонализированные рассылки. Уходящему клиенту можно предложить выгодную цену на товары из его любимой категории.
3. Оптимизация маркетингового бюджета
Данные о клиентах позволяют оптимизировать расходы. Изучая клиентскую базу, вы увидите, какие клиенты приносят вам максимальную прибыль, а какие требуют много ресурсов, но не приносят выручку. Используйте эту информацию, чтобы грамотно распределить маркетинговый бюджет.
Что об SMS-рассылках говорит закон
Если вы просто нашли где-то номер абонента и решили отправить ему SMS с рекламой — это незаконно. Статья 14.3 КоАП РФ предусматривает за такие действия штраф для юридических лиц до полумиллиона рублей. Поэтому мы категорически не рекомендуем покупать в интернете базы номеров. Чтобы SMS-рассылка была законной, требуется получить у клиента согласие.
Как собирать базу клиентов
Рассмотрим, какие простые и эффективные способы помогут вам собрать клиентскую базу:
Способ 1. Программа лояльности
Программа лояльности — это система вознаграждения и поощрения клиентов. С её помощью вы можете стимулировать пользователей на повторные продажи и повышать уровень доверия аудитории к компании.
Программы лояльности бывают разные. Наиболее распространённые:
- дисконтные,
- накопительные,
- партнёрские.
Когда клиент принимает участие в программе лояльности, он предоставляет свои персональные данные. Например, чтобы воспользоваться дисконтной или накопительной картой, он должен привязать её к номеру телефона.
На этом этапе клиенту часто предлагают заполнить анкету, в которую включён пункт о согласии на предоставление персональных данных и получение рекламных сообщений. Так вы на законных основаниях сможете внести клиента в базу для SMS-рассылок.
Способ 2. Мобильное приложение
Мобильные приложения активно используются в маркетинге, потому что они удобны для пользователей и помогают бизнесу улучшить взаимодействие с клиентами.
С помощью мобильного приложения клиенты заказывают товары, совершают покупки, оплачивают их и оформляют доставку. Благодаря приложениям компании увеличивают продажи, а также организуют программу лояльности.
Например, сетевые кафе создают фирменные мобильные приложения с регистрацией по номеру телефона и предлагают купоны или скидки за загрузку приложения и первую покупку.

Регистрация в приложении не означает, что клиенту теперь можно отправлять SMS. Чтобы всё соответствовало закону, на этапе регистрации вам нужно дать пользователю ознакомиться с согласием на обработку персональных данных и попросить разрешение на отправку уведомлений.
Способ 3. Оформление личного кабинета на сайте
Многие компании предлагают клиентам создать на своём портале личный кабинет. Такой способ пополнения клиентской базы широко используют розничные сети, маркетплейсы, сервисы доставки продуктов, финансовые организации.
Личный кабинет позволяет бизнесу и клиенту лучше узнать друг друга, ускорить и упростить взаимодействие. В личном кабинете удобно оплачивать покупки, отслеживать доставку. Здесь пользователь может получать персональные предложения в зависимости от числа совершённых покупок, как, например, на Wildberries.

Зарегистрировать личный кабинет можно по логину и паролю. Также сейчас активно набирает популярность ещё один вариант — с помощью телефона. Работает это следующим образом: чтобы попасть в личный кабинет, нужно указать номер мобильного. После этого пользователь получает уникальный пароль для входа, чаще всего в формате SMS-рассылки. Например, доступ по номеру телефона и коду предусмотрен в личном кабинете МТС Маркетолога.

Способ 4. Оформление заказа
Запрашивать телефонный номер во время оформления заказа — распространённая практика многих компаний. Например, к этому способу часто прибегают онлайн-магазины продуктовых и хозяйственных товаров, техники, одежды, ювелирных изделий, сервисы доставки еды. Обычно таким образом компании уточняют детали заказа, подтверждают адрес и время доставки.
Если вы собираете данные о клиентах через форму оформления заказа, не забудьте добавить в неё галочку с согласием на получение SMS.
Способ 5. Лид-магниты на сайте
Собирать контакты клиентов можно через форму подписки — встроенную или всплывающую. Чтобы форма хорошо работала, вам нужен лид-магнит (Lead Magnet) — ценное и бесплатное предложение для потенциального клиента, которое он получит в обмен на совершение целевого действия.
Это могут быть электронные книги, отчёты, бесплатные мероприятия или конкурсы. Условия всё те же: когда будете собирать данные через форму, не забудьте добавить галочку с согласием на получение SMS и вашу политику по персональным данным.
Способ 6. Телефонный разговор
Некоторые компании, например интернет-провайдеры или банки, часто общаются с клиентами по телефону. Прямо во время разговора можно попросить разрешение у клиента на отправку ему рассылок и сделать выгодное для него предложение. К примеру, предложить специальный тариф или низкие проценты по кредиту для постоянных клиентов.
Но чтобы не нарушить закон, запись таких разговоров должна храниться в компании.
Способ 7. QR-коды
Этот способ сбора данных часто используют продуктовые сети, но он подходит и во многих других сферах бизнеса, которые присутствуют преимущественно в офлайне.
Работает это следующим образом. На кассе или прямо на чеке размещается QR-код со ссылкой на выгодное предложение: скидку, подарок или участие в розыгрыше. Чтобы воспользоваться предложением, клиенту нужно указать свои контактные данные. Для этого необходимо навести камеру телефона на QR-код. После этого клиент попадает на форму регистрации. На этой странице можно указать свой номер и дать разрешение на получение рекламных SMS.
Как делать рассылки по своей базе
Когда база собрана, вы можете использовать SMS-рассылки для продвижения своего бизнеса среди текущих клиентов. Предлагайте скидки, сообщайте о поступлении бонусных баллов, собирайте обратную связь, напоминайте о записи, статусе заказа или приглашайте клиентов на закрытые мероприятия и распродажи.
Отправлять SMS-рассылки по своей базе удобно с помощью платформы МТС Маркетолог. Сможете отправлять сообщения абонентам всех российских операторов.
У вас есть возможность делать рассылки по своей базе прямо из личного кабинета: для этого вам нужно зарегистрироваться в платформе, создать профиль как ИП или юридическое лицо, согласовать имя отправителя, пополнить баланс и запустить рассылку. Протестировать работу платформы можно бесплатно — МТС Маркетолог предоставляет 100 SMS в подарок c неограниченным сроком действия. В день абонентам МТС можно рассылать до 10 бесплатных SMS.
Также мы можем настроить интеграцию МТС Маркетолога с вашей CRM: в этом случае вы будете делать рассылки с помощью вашей IT-платформы. Вам нужно оставить заявку, после чего наш менеджер свяжется с вами и расскажет о дальнейших шагах.

Если вы хотите протестировать SMS, но ещё не собрали собственную базу, вам поможет услуга «Таргетированные SMS от МТС Маркетолога». В личном кабинете платформы есть всё, что нужно для самостоятельного запуска таких сообщений: вам доступно 250 готовых сегментов по интересам, которые сформированы на основе Big Data МТС, и другие таргетинги для формирования группы целевой аудитории.
Чтобы отправить персонализированный оффер (уникальное предложение), можно комбинировать выбранный сегмент по интересам с другими фильтрами, например размером дохода, типом занятости и геоположением.

Важное преимущество таргетированных SMS от МТС Маркетолога — вам не надо получать согласие на рассылку: в сегменты попадают только те абоненты, которые уже дали такое разрешение. Также мы следим за тем, чтобы абоненты МТС получали не более четырёх рекламных сообщений в месяц.
SMS-рассылка считается одним из самых простых, быстрых и эффективных способов коммуникации с клиентами. Собрать базу для неё вы можете любыми удобными для вас способами: от бумажных анкет до регистрации в личном кабинете. Для запуска рассылки по своей базе удобно использовать решения от МТС Маркетолога.