Что такое QR-код, и как его применять в маркетинге

В наши дни QR-код — это новый, но уже отлично зарекомендовавший себя инструмент продвижения и коммуникации с клиентами. Успех технологии прост: нужно навести камеру смартфона на квадратный код, чтобы моментально заплатить за товар, перейти на сайт акции или оставить на чай официанту.

QR-код как это работает

О том, какому бизнесу подойдут QR-коды, как их использовать и генерировать, — разбираемся в нашем материале.

Содержание статьи
  1. Что такое QR-код
  2. Какими бывают QR-коды
  3. Как работает QR-код
  4. Какому бизнесу нужны QR-коды
  5. 3 примера эффективного использования QR-кодов в маркетинге
  6. Как сгенерировать свой QR-код
  7. Рекомендации по использованию QR-кодов в маркетинге
  8. Резюме

Что такое QR-код 

Это уникальный квадратный штрихкод, который содержит закодированную информацию. Визуально код напоминает сетку пикселей, которые складываются в квадратный чёрно-белый узор. 

Аббревиатура QR-кода происходит от английского Quick Response, что буквально значит «быстрый отклик». Достаточно отсканировать такой код камерой смартфона или планшета — и вся важная информация окажется на дисплее устройства.

QR-код это ссылка
QR-коды нашли применение практически во всех отраслях. Технология быстрого считывания позволяет передавать ссылки на веб-ресурсы, контактные данные, на различные тексты и ключи доступа. Например, если вы отсканируете этот QR-код, то попадёте на главную страницу МТС Маркетолога.

Штрихкоды встречаются офлайн на уличных баннерах и буклетах, платёжках за коммунальные услуги, чеках и упаковках продуктов. Некоторые даже печатают QR-коды на фирменных футболках, толстовках или сумках-шопперах как элемент дизайна или рекламы.

Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с клиентами, облегчает покупки и экономит время. Например, вместо того чтобы пользователь запоминал или хранил на телефоне в заметках промокод на скидку, компания может просто прислать его в виде QR-кода. Перед оплатой покупки его нужно показать кассиру и получить скидку.

Какими бывают QR-коды

  • Статические. Это штрихкоды, которые всегда открывают одну и ту же ссылку. Если адрес страницы изменится, то и код перестанет работать. Чаще всего статические QR размещают, чтобы перенаправить клиента в его личный кабинет на сайте, промостранице, к контактам продавца или тексту инструкции. Постоянные QR-коды также нашли применение в организации рабочих процессов: их используют для идентификации сотрудников и получения доступа к интернету на работе.
  • Динамические. В них зашифровывают только короткие ссылки. Работает это так: пользователь сканирует QR-код, попадает на промежуточную страницу, затем переходит на ресурс, который ему нужен. Короткая ссылка должна оставаться неизменной, а вот страницы, на которые она ведёт, можно менять, когда захочется. Допустим, в декабре по ссылке переходят на страницу с акциями к Новому году, в январе — на список новинок интернет-магазина.
  • Микро. Как понятно из названия, это небольшие коды, которые обычно размещают на чеках, упаковках товаров или этикетках. Так производители экономят место — не нужно подробно расписывать контакты продавца или состав продукта, достаточно разместить их на странице по ссылке из кода.

Как работает QR-код

Технически работа QR-кода устроена так. Каждый пиксель в квадрате хранит зашифрованную последовательность данных в двоичном формате (нули и единицы). Зашифровать в QR-коде можно более 7 000 цифр, а также около 4 200 букв и символов.

Сканер или камера смартфона распознаёт классический QR-код по трём квадратным меткам, расположенным по углам квадратного кода. Они как бы подсказывают системе, в каком направлении читать код. 

QR-код это штрихкод
Как считывается QR-код: сначала камера фокусируется на отметках (на картинке они отмечены красным), а затем анализирует QR-код

Информация расшифровывается с помощью специального программного обеспечения — на большинство смартфонов оно установлено по умолчанию. Данные извлекаются из матрицы и отображаются на экране.

Технология использования QR-кодов часто смущает предпринимателей. Кажется, что с маленьким квадратом может что-то случиться. Например, повредится носитель (буклет или рекламная листовка сомнутся), и клиент не сможет получить информацию. Но это напрасные опасения. 

У QR-кодов есть полосы синхронизации, благодаря которым его легко считать даже на неровной поверхности. Кроме того, по краям QR-кода расположены блоки Рида — Соломона. Это специальные группы кодов, которые позволяют исправлять ошибки при чтении кодов. Благодаря этим блокам, даже если четверть поверхности упаковки или рекламной листовки повреждена, система всё равно считает код без проблем.

Какому бизнесу нужны QR-коды

Многие россияне впервые столкнулись с QR-кодами во время пандемии коронавируса в 2020 году – квадратные штрихкоды стали применять в качестве пропуска.

Однако активно пользоваться QR-кодами могут самые разные предприятия — от небольшого интернет-магазина до крупного ресторанного или гостиничного комплекса. 

Большинство клиентов ценят компании, с которыми просто и быстро взаимодействовать, а QR-коды способны обеспечить почти мгновенную коммуникацию. 

Вот лишь небольшой список маркетинговых задач, для которых пригодятся QR-коды:

  • Цифровая визитка. Вместо того чтобы печатать картонные карточки, которые люди часто выбрасывают сразу после получения, можно сгенерировать цифровые в формате QR-кода. Оставлять визитки можно на любых поверхностях, например, наклеить на доску объявлений или выставить табличку возле кассы.
  • Реклама. QR-код легко может стать одним из инструментов рекламы. Вместо длинных описаний продукции оставляют код со ссылкой на сайт компании, где можно посмотреть визуальные материалы или видео. Таким же образом распространяют промокоды и скидки.
  • Быстрая оплата. Даже если покупатель забыл карту, или его телефон не поддерживает бесконтактные платежи, он все равно может рассчитаться за покупку с помощью QR-кода. Всё, что для этого нужно, — отсканировать код с экрана платёжного терминала.

3 примера эффективного использования QR-кодов в маркетинге

1.   Супермаркет «Магнит» использует QR-код в своём приложении для покупателей как виртуальную карту лояльности. После скачивания и регистрации в сервисе пользователь получает не только виртуальный каталог продуктов и доступ к балансу бонусного счёта, но и QR-код своей карты лояльности. 

какой это QR-код
Как выглядит QR-код карты магазина «Магнит». Покупателю с таким приложением больше не нужно носить с собой пластиковую карточку магазина, достаточно отсканировать QR-код на дисплее смартфона и показать его кассиру.

2.   «М.Видео» с помощью QR-кодов, размещённых на ценниках в магазине, подсказывает покупателю, в какую стоимость обойдётся товар с учётом всех бонусов и персональных предложений. Такая механика взаимодействия с клиентом подталкивает его быстрее принять решение о покупке — за QR-кодом всегда скрывается меньшая стоимость, чем указана на ценнике.

QR-коды в маркетинге
Информация о QR-кодах на сайте магазина «М.Видео». Иллюстративный пример.

3.   Некоторые продавцы на маркетплейсах размещают QR-коды на упаковках с товаром, чтобы собирать обратную связь от клиентов и решать вопросы с качеством продукции. К примеру, если товар пришёл не в полной комплектации, покупатель может отсканировать QR-код и перейти на чат с продавцом, чтобы рассказать о проблеме.

Как сгенерировать свой QR-код

Существует несколько способов формирования QR-кода:

  • с помощью онлайн-генераторов;
  • через специальные компьютерные программы;
  • посредством мобильных приложений.

Маркетологи крупных компаний, как правило, используют специальное ПО для создания QR-кодов, так как у программ более широкие возможности для кодирования. Можно зашифровать не только  ссылку, но и маршруты движения транспортных компаний или производственную информацию.

Чтобы зашифровать ссылку в виде QR-кода, нужно воспользоваться специальным генератором. Вот несколько самых популярных сервисов:

У любого из этих ресурсов минималистичный и интуитивно понятный интерфейс. Когда QR-код сгенерирован, его сохраняют в отдельном файле, который можно использовать для печати или размещения на сайте.

По похожему принципу работают и приложения для генерации QR-кодов на смартфоне: на него устанавливают приложение, с помощью которого кодируется нужная информация (контактный номер, ссылка на профиль в соцсетях и прочее). На создание QR-кода уходит несколько секунд — им сразу можно пользоваться. 

Рекомендации по использованию QR-кодов в маркетинге

Составили чек-лист советов, которые помогут сделать использование QR-кодов эффективным:

  1. Сам код должен быть чётким и хорошо заметным, чтобы клиент без труда отыскал его на упаковке или рекламном баннере. Можно попробовать объединить изображение кода с фирменным дизайном компании.
  2. Не нужно печатать QR-коды на движущихся объектах. К примеру, на машинах или сменяющихся рекламных щитах. Покупателю нужно хотя бы несколько секунд, чтобы достать телефон и отсканировать код. Но если объект от него скрывается, сделать это проблематично.
  3. Не забудьте добавить UTM-метку в ссылку кода. Так вы сможете оценить, какое количество людей заинтересовалось вашим предложением. Кстати, удобнее всего отслеживать переходы из такой рекламы с помощью «Яндекс.Метрики».
  4. Не размещайте QR-код без пояснений: дайте понять человеку, зачем ему нужно сканировать код и переходить куда-то по ссылке. Например, бред Loreal разместил рекламу с QR-кодом и небольшой инструкцией на стойках со своей декоративной косметикой. Так бренд призывает покупательниц примерить оттенки помады для губ посредством специального фильтра для камеры.
  5. Хотите, чтобы клиенты чаще переходили по QR-кодам? Придумайте для них какое-нибудь вознаграждение, например скидку или бонусы на покупку.
  6. Если вы собираетесь использовать QR-код с контактными данными администрации кафе или магазина, постарайтесь разместить его внутри витрины, а не снаружи. Даже самая качественная наклейка со временем пачкается и теряет вид.
  7. Не забывайте проверять коды на работоспособность — страницы, на которые они ведут, должны быть рабочими.

Резюме

Любой бизнес может внедрить QR-коды в свою маркетинговую или рекламную компанию. Главное — чтобы взаимодействие с ними было удобным для пользователя. Можно размещать QR на печатной продукции, упаковке, вывесках и других поверхностях, с которыми контактирует аудитория. Эффективнее располагать штрихкоды на уровне глаз, так они более заметны и их удобнее считывать.

QR-коды можно использовать и в таргетированных рассылках. У вас есть возможность отправить их в формате MMS (текст + QR-код на картинке) или SMS (текст + ссылка на страницу с QR-кодом) через платформу МТС Маркетолог. Для этого нужно найти потенциальных клиентов с помощью таргетингов на основе Big Data МТС среди 65 млн абонентов МТС и настроить сообщение. Можете работать как с широкой аудиторией, так и рассылать персонализированное предложение узкой группе потенциальных клиентов.

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях, баннеры,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонБаннерная рекламаРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSМедиаСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика