По данным организации VRARA, 45% клиентов быстрее принимают решение о покупке товара после просмотра VR-контента. Он стимулирует покупательскую способность больше, чем красочный буклет или рекламный баннер. Очевидно, что в ближайшем будущем технологии виртуальной реальности станут привычным инструментом для решения самых разнообразных маркетинговых задач.
В этом материале мы расскажем, чем VR отличается от AR, каким компаниям нужно обратить внимание на новый тренд, а также поделимся успешными кейсами использования виртуальных технологий в маркетинге.
- Что такое VR-технология
- Чем отличается VR от AR
- Где, как и зачем используется VR
- Примеры VR-технологии в маркетинге
- Перспективы развития VR
Что такое VR-технология
VR (от англ. virtual reality — виртуальная реальность) — это трёхмерная среда, полностью смоделированная и воссозданная компьютером, которую с трудом можно отличить от происходящего на самом деле.
Для погружения в VR потребуется специальное устройство — иммерсивная гарнитура. По сути, этот гаджет больше напоминает шлем или объёмные очки. С его помощью можно воссоздать эффект физического присутствия в виртуальной среде: включаются не только изображения, но и звук, запах и даже вкус. А чтобы активировать тактильные ощущения, часто в комплекте с иммерсивной гарнитурой предлагают специальные перчатки.

Чем отличается VR от AR
Очень часто эти аббревиатуры используют вместе, но между ними есть существенные отличия. Технология дополненной реальности (augmented reality, или сокращённо AR) как бы добавляет в реальный мир цифровые объекты, тем самым меняя восприятие человека.
Если объяснять простыми словами, то AR работает по принципу цифрового фильтра. Технология позволяет человеку увидеть на экране его гаджета (смартфона, планшета, телевизора) то, чего на самом деле нет. То есть главным отличием дополненной реальности от VR является то, что пользователь технологии продолжает находиться в привычном ему физическом мире, однако замечает в нём новые детали или дополнения.
Самый известный пример успешного применения AR — это игра Pokemon Go. Она объединила мобильный гейминг с технологией дополненной реальности, и это дало невероятный эффект. Игроки получили возможность наблюдать на экране смартфона нарисованных персонажей на фоне реального пространства — на улице, в помещении, в транспорте.

Технологии AR активно используют не только в сфере развлечений, но и в маркетинге. Подробнее об этом можно почитать в материале из нашего блога.
Где, как и зачем используется VR
Ошибочно думать, что VR-шлем — это в первую очередь аксессуар для геймеров и любителей невероятно реалистичных фильмов. На самом деле технология виртуальной реальности уже давно шагнула за пределы развлекательной индустрии. Сейчас VR-устройства используют в самых разных сферах:
- Образование. В МГТУ им. Н.Э. Баумана создали специальную VR-лабораторию, где занимаются будущие инженеры по цифровому материаловедению. В виртуальном пространстве студенты учатся создавать композитные материалы и изделия из них.
- Медицина. С помощью виртуальной реальности врачи не только демонстрируют этапы проведения сложных процедур, рассказывают о заболеваниях и восстанавливают мышечную память, но и планируют операции. Так, в Бразилии хирурги разработали с помощью VR план разделения сиамских близнецов и успешно повторили его в операционной.
- Виртуальный туризм. Компания Matterport с помощью VR создаёт точные модели различных объектов недвижимости — музеев, храмов, дворцов, галерей — и устраивает по ним полноценные виртуальные туры для всех желающих.
- Психотерапия. Онлайн-платформа Psious предоставляет действующим психологам доступ к тренировочным программам, которые помогают им лучше изучать фобии, тревожные состояния и расстройства.
Примеры VR-технологии в маркетинге
Иммерсивные устройства нашли своё применение и в маркетинге. С их помощью бренды запускают эффектные рекламные кампании, продвигают новые продукты и улучшают PR.
Dyson
Бренд бытовой техники создал виртуальный шоурум. Здесь покупатели могут протестировать приборы для укладки волос и пылесосы для уборки в 3D-пространстве. Правда, позволить себе такой виртуальный поход по магазинам могут только обладатели шлема Oculus.

Volvo
Крупнейший автопроизводитель одним из первых стал проводить виртуальные тест-драйвы на основе приложения и брендированных VR-очков. Технологию внедрили к выходу новой модели XC90 SUV. Работает это так: пользователь скачивает на свой смартфон с сайта компании специальное приложение, в котором есть панорамное видео поездки по Ванкуверу. Затем телефон нужно вставить в специальные очки Google Cardboard (это картонный аналог виртуального шлема с линзами), запустить видео и наслаждаться виртуальной поездкой по живописным местам с видом из салона авто.

«Орсо Групп»
Продавать с помощью VR можно не только бытовую технику и мебель, но и квартиры. К примеру, застройщик из Перми «Орсо Групп» внедрил технологию виртуальной реальности в свой процесс продаж. Компания изготовила для клиентов специальные 3D-очки и разработала мобильное приложение Planoplan Go. Всё это нужно для того, чтобы предложить своим клиентам необычную услугу — отправиться в виртуальный тур по будущей квартире.

Merrel
Американская обувная компания для тестирования новой походной линейки обуви предложила покупателям отправиться на виртуальную прогулку в горы.

Перспективы развития VR
Специалисты в области IT считают: технология дополненной (AR) и виртуальной реальности в течение следующих 5 лет разовьётся настолько, что VR-шлем станет такой же обыденной вещью, как смартфон. Согласно отчёту Emerged Research, технология VR увеличит рынок расширенной реальности (XR) примерно до $161,5 млрд к 2028 году.
VR помогает компаниям знакомить клиентов со своей продукцией. Дают им возможность пощупать, потрогать, протестировать товары в виртуальном пространстве, без посещения магазинов и офисов продаж. А за счёт вау-эффекта, который привносит в рекламу VR, у брендов получается создать впечатляющую интерактивную рекламу.
Причём использовать технологию можно в самых разных форматах. Например, чтобы заручиться доверием пользователей, некоторые компании демонстрируют клиентам с помощью виртуальной реальности, как устроены технологические процессы в компании изнутри.
Внедрение VR в маркетинг обходится недёшево. Чтобы провести даже простую презентацию, нужно не только разработать 3D-проект виртуального пространства, но и позаботиться о дополнительном оборудовании для клиентов. Однако покупатели с интересом изучают предложения брендов, готовых предоставить им такой опыт.
VR всё ещё способен вызывать у рядового пользователя удивление и дарить необычный опыт и эмоции. Как правило, люди охотно делятся своими впечатлениями друг с другом. Поэтому у компании, которая использует современные технологии для продаж, растёт лояльность среди целевой аудитории. На примерах успешных кейсов российских и зарубежных компаний можно сделать вывод о том, что бренды, уже внедрившие в свою стратегию продаж VR- и AR-технологии, получают большую конверсию и число продаж.