Что такое AR-технологии, и как бизнес может их использовать

AR технологии

Одна из частых проблем рекламодателей —привыкание людей к рекламным баннерам. Это касается и офлайна, и онлайна. Яркие изображения с громкими заголовками становятся единым целым с городским пространством. Это приводит к тому, что целевая аудитория перестаёт замечать рекламу. В интернете добиться внимания тоже непросто. В обилии информационного потока люди отбирают то, что удерживает взгляд в течение пары секунд, а значит, надо успеть заинтересовать пользователя за это время.

В таких условиях зацепить потенциального клиента можно только чем-то новым и необычным. На баннерах стараются подсвечивать крупными буквами пользу, применяют контрастные цветовые сочетания. Если возможно превратить статичное изображение в динамическое — делают это, чтобы увеличить конверсию. Решить маркетинговые задачи поможет и AR-технология, которую стали активно применять с 2010-х гг. Плюс её в том, что она позволяет взглянуть на реальность под другим углом, по-новому взаимодействовать с брендом.

Рассказываем, почему стоит обратить внимание на этот инструмент.

Содержание статьи
  1. Что такое AR-технология
  2. Чем отличается AR от VR
  3. Как появилась AR-технология
  4. Где используется AR
  5. Примеры AR-технологии в маркетинге

Что такое AR-технология

AR, или Augmented Reality, — это технология дополненной реальности, которая позволяет расширить рамки реального мира привнесением в него цифровых элементов.

Несуществующие объекты, которые можно увидеть на экране устройства (например, мобильного телефона или цифрового билборда), накладываются на реальное открытое пространство или визуализируются в помещении. Триггером для визуализации становится какое-либо действие — сканирование QR-кода, приближение человека или предмета, голосовая команда.

Как это происходит:

  • Например, игрок ищет в общественных местах виртуальных персонажей. Так с 2016 года ловят покемонов по всему миру, с даты выхода игры Pokemon Go от компании Niantic. В режиме AR+ виртуальные существа привязываются к точке в реальности. Игроку нужно отсканировать камерой окружающее пространство, чтобы увидеть покемона. А чтобы поймать, обойти его сзади и медленно приблизиться — существо реагирует на присутствие игрока.
  • AR-технология помогает и в медицине. Так, в университете ПСПбГМУ им. И.П. Павлова провели операцию на органах шеи с использованием AR-очков и соответствующего приложения. Визуализация голограммы выводилась через дисплей AR-очков. На голограмме хирург мог видеть костные ткани, сосудистую систему, различные виды опухолей у пациента. Это позволяло лучше контролировать течение операции.
  • Компания Devar дополнила AR-технологией традиционную бумажную книгу. Чтобы «оживить» реальное изображение в детской энциклопедии, достаточно держать смартфон ровно над иллюстрацией. В приложении, разработанном той же компанией, картинка станет двигаться, и появится звук. Активация происходит через сканирование QR-кода или через ввод цифро-буквенного кода в приложении.
Технологии дополненной реальности AR
Пример «оживления» страницы книги издательства Devar. С помощью приложения читатель может видеть состав Земли в объёме. Источник: официальный сайт компании.

Чем отличается AR от VR

Помимо технологии дополненной реальности, встречается использование VR в разных сферах деятельности. По способу воздействия на человека VR противоположен AR. Если AR-технология переносит цифровые элементы в реальный мир, то VR «погружает» в искусственную реальность с помощью специализированных устройств — шлемов, наушников, перчаток.

Виртуальный мир интерактивен, а благодаря воздействию на органы чувств — может показаться очень реалистичным. Человек способен влиять на вымышленную среду: слышать и видеть объекты, двигать их, перемещаться сам, а в ответ — получать реакцию виртуальной реальности.

VR легче всего представить в индустрии развлечений. Например, в компьютерных играх эта технология позволяет игроку превратиться в активного участника событий. Но также VR-симуляторы используют для обучения людей профессиям и освоению нового оборудования. Например, их применяют при подготовке пилотов самолёта, машинистов поезда, медицинских работников.

Как появилась AR-технология

Развитие технологии началось ещё в середине прошлого века. В 1957 году кинематографист Мортон Хейлиг создал «Сенсораму» (Sensorama), которую запатентовал в 1962 году. Устройство представляло собой VR-симулятор и выглядело как игровой автомат. Во время погружения в виртуальную реальность короткометражного фильма сидение вибрировало, динамик передавал звуки, посетитель мог ощущать запахи и ветер, создаваемый феном. Однако инвесторы не заинтересовались проектом.

На рубеже 1980-1990-х гг. Джарон Ланье ввёл термин «виртуальная реальность». Его компания VRL Research производила VR-оборудование — очки EyePhone и перчатки DataGlove. О термине «дополненная реальность» заговорил учёный Том Коделл. Тогда и произошло разделение VR и AR.

В 1994 году Жюли Мартин представила «Танцы в киберпространстве» с дополненной реальностью. Это постановка, во время которой акробаты танцевали в виртуальном пространстве. Годом ранее, в 1993-м, компания Sega проводила предварительные показы консоли Genesis. Но в итоге игра от Sega не поступила в продажу, так как люди чувствовали недомогание во время показа. До широкого распространения технологий VR и AR было далеко, одна из причин — высокая стоимость устройств.

Всё изменилось в 2012 году, когда стартап Oculus за четыре часа собрал на краудфандинговой платформе средства для выпуска шлема виртуальной реальности. В 2015 году компания выпустила VR-шлем Oculus Rift CV1. Первую партию раскупили также в рекордные сроки — за 14 минут. Это и послужило началом масштабных инвестиций в отрасль.

Где используется AR

Сегодня AR помогают добиться целей в разных сферах бизнеса. Применение этой технологии можно встретить:

  • в индустрии развлечений (компьютерные игры, кино, литература, музеи и художественные выставки);
  • в образовании (например, в полиграфических материалах или онлайн-обучении);
  • в промышленности;
  • в здравоохранении;
  • в строительстве;
  • в ритейле;
  • в ресторанном бизнесе;
  • в маркетинге и т.д.

Так, бренд Domino’s Pizza разработал AR-конструктор — приложение, в котором можно собрать пиццу из разных ингредиентов. Клиенты, у которых есть мобильное устройство, примеряют на себя роль шеф-повара, создавая идеальную пиццу. В том же приложении можно следить за передвижениями курьера с заказом.

AR-технологии внедрила и компания IKEA. С помощью приложения покупатели могут увидеть, как предмет мебели будет вписываться в обстановку комнаты. В каталоге преимущественно диваны, столы и стулья.

Применение AR технологий
Пример работы приложения IKEA. Фрагмент рекламной кампании бренда. Источник

МТС тоже находит применение AR-технологиям. Компания разработала несколько десятков аудиогидов, в том числе экскурсию с элементами дополненной реальности по ботаническому саду МГУ «Аптекарский огород». Во время прогулки посетители могут запустить экскурсию через приложение МТС Live. На маршруте есть 16 точек, где можно остановиться и послушать рассказ гида — директора ботанического сада Алексея Ретеюма. А ещё можно увидеть преображённую локацию. Например, возле лиственницы, которую посадил Петр I, в приложении возникнет сам император.

В этом году МТС объявил, что поддержит 14 стартапов, которые используют AR и VR-технологии. Один из них — PIME, который работает над промышленными AR-очками PIME 5G Glass. С помощью них предполагается повысить безопасность на производстве и снизить количество брака изделий на 80%. Очки будут показывать видеоинструкции, карты, 3D-модели, навигацию. Запуск производства планируется в 2023 году в Санкт-Петербурге и Рязани.

Примеры AR-технологии в маркетинге

По данным компаний Snap и Deloitte Digital, AR в рекламе повышают конверсию на 94%. Люди также на 41% чаще предпочитают бренды, которые используют эти технологии.

AR помогают эффективнее продавать товары. К примеру, в 2012 году бренд повседневной одежды Uniqlo «обновил» примерочные — сделал их виртуальными. Чтобы примерить вещи, посетители смотрели в зеркало с ЖК-экраном. С помощью программы можно было менять цвет выбранной модели одежды, делать фотографии и делиться новым образом в социальных сетях. Благодаря необычному решению, интерес к компании вырос.

Развитие AR технологий
Виртуальная примерочная Uniqlo. Источник

Повышал популярность бренда с помощью AR-технологий и Disney. В Сингапуре рядом с автобусной остановкой установили цифровой плакат и камеру, направленную на дорогу. Когда рядом кто-то появлялся, виртуальные персонажи — герои мультфильмов Disney — оживали: приветствовали людей, танцевали или иначе с ними взаимодействовали.

AR технологии пример
Пример появления персонажа. Фрагмент рекламной кампании от Disney. Источник

МТС также задействовала дополненную реальность в маркетинговой кампании. В 2021 году житель города мог навести смартфон на наружную рекламу, чтобы отсканировать QR-код, а затем, следуя подсказкам на экране, войти в AR-портал и увидеть экосистему будущего. Город на экране преображался: появлялись огромные голограммы, дроны-доставщики, футуристичные автомобили, внешний облик также дополнялся продуктами МТС.

Создать AR технологии
Как выглядит город будущего по версии МТС. Фрагмент рекламной кампании от МТС. Источник

 

Всё больше компаний используют AR-технологии для повышения качества услуг, продвижения товаров и привлечения клиентов из офлайна в онлайн. AR/VR стали частью жизни, но они ещё могут удивить потребителя и сделать бренд запоминающимся. А по мере доступности AR-очков и развития цифровой инфраструктуры популярность этой технологии только возрастёт.

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях, баннеры,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонБаннерная рекламаРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSБлогСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика