Как снизить затраты на продвижение локального бизнеса

Ограниченный бюджет — не препятствие для продвижения компании. Нужно только понимать, где и как разворачивать свою стратегию, чтобы клиентов охватить больше, а денег потратить меньше.

Игорь Сычев, основатель и CEO компании Revvy, рассказывает, как эффективно, но без миллионных вложений, продвигать компанию. 

Содержание
  • Из чего складывается бюджет на продвижение локального бизнеса
  • Какие есть бюджетные способы продвижения
  • Советы по продвижению локального бизнеса

Из чего складывается бюджет на продвижение локального бизнеса

Маркетинговый бюджет закладывается сразу по нескольким направлениям. Это офлайн-реклама, digital, PR, исследования и аналитика, подписки на специальные платформы (CRM, email-рассылки и т.д.). Распределяя деньги, учитывайте специфику бизнеса и аудитории, цели и финансовые возможности.

Начинающим компаниям на маркетинг стоит выделить 10–20% от выручки компании. Для компаний, которые уже какое-то время представлены на рынке, — 6–12%. 

Прежде чем распределять бюджет, ответьте на вопросы:

  • На какую целевую аудиторию и на какие её сегменты компания ориентируется?
  • Где эта аудитория обычно находится и получает информацию?
  • Знает ли уже аудитория о бренде?
  • Сколько клиентов в месяц нужно привлечь, чтобы была прибыль?
  • Сколько продаж можно считать хорошим результатом?

Для разных видов деятельности сумма на продвижение будет распределяться по-разному. Если вы продаёте украшения, то здесь будет упор на качественные фото и контент. Если у вас кофейня, можно стать спонсором или партнёром какого-либо мероприятия. 

Как отследить, где вас лучше видно? Например, в рамках промо давать разные промокоды для разных площадок. Также за бонус можно предлагать клиентам проходить опросы с пунктом «Как вы о нас узнали».

Читайте также:

Какие есть бюджетные способы продвижения

Если бюджет пока ограничен, платные публикации в СМИ, организацию офлайн-мероприятий, а также работу с дорогостоящими подрядчиками и агентствами лучше отложить и сосредоточиться на бюджетных методах раскрутки. Ниже — рабочие механики.

Амбассадоры бренда

Амбассадор бренда — это лицо компании, которое её представляет и рекламирует. Данную роль можно вручить сотруднику или даже нескольким. Чтобы коллеги согласились и успешно продвигали бренд, нужно обеспечить их лояльными условиями и прочими бонусами. В роли амбассадора среди сотрудников должен выступать тот, кто действительно разбирается в продукте.

Сравнение затрат на традиционное и цифровое продвижение для локального бизнеса
Сеть ресторанов «Сыроварня» взяла небольшое интервью у своих шефов

Ваши представители могут продвигать компанию в своих соцсетях, на разных мероприятиях, снимать видео и создавать креативы и кампании с прямой и нативной рекламой бренда. Чтобы всё это получилось действительно эффективно, убедитесь, что аудитория амбассадора и площадки/каналы оптимально ложатся под ваш запрос. 

Как правило, владельцы и совладельцы бизнесов, по умолчанию являются амбассадорами собственных брендов — это ещё бюджетнее и проще.

Инфографика со стратегиями снижения расходов на продвижение
Пример поста от основательницы марки Belle You

Переупаковка контента и UGC

Можно не тратиться на создание нового контента под рекламу, а просто обновить и перевыпустить то, что уже выходило. Просматривайте контент-план, анализируйте, какие посты понравились аудитории, и используйте их ещё раз. К слову, это работающая тактика даже для проектов с крупными бюджетами на контент-маркетинг. 

Помимо собственных заготовок используйте то, что выкладывали сотрудники и клиенты. Это отметки в соцсетях, отзывы, комментарии, обзоры с фотографиями и видеороликами — так называемый UGC (User Generated Content). Такая методика работает сразу на две цели: экономит на рекламе и поднимает лояльность, доверие к бренду — ведь вы делитесь мнением довольного клиента. 

По данным исследования SocialMediaToday:

  • 70% потребителей доверяют UGC больше, чем рекламному контенту; 
  • 79% опрошенных сказали, что решились на покупку благодаря UGC; 
  • онлайн-товар покупают в шесть раз чаще, если на странице магазина есть фото из соцсетей;
  • 72% потребителей верят отзывам не меньше, чем личным рекомендациям.

Мотивируйте своих клиентов на создание UGC. Предлагайте бонусы и скидки в обмен на онлайн-отзывы и публикации в социальных сетях с отметкой/упоминанием вашего бренда, товара и услуг. 

Например, Starbucks в свое время запускал в соцсетях кампанию #RedCupContest. Посетители выкладывали фото с красной кружкой и хэштегом акции. Авторы, набравшие больше лайков, получали подарочную карту кофейни. За время жизни контест набрал свыше 30 000 фотографий от клиентов. Компания также часто постит фото своих клиентов даже вне каких-либо промо. 

Российские бренды также стараются вовлечь своих клиентов в создание контента. К примеру, марка украшений Avgvst устраивала конкурс, где нужно было слепить украшение из пластилина и выложить фото. Одно из украшений Avgvst изготовил из серебра в единственном экземпляре и отправил победителю.

Снижение затрат на продвижение локального бизнеса
Пример вовлекающего контента от Avgvst

Читайте также:

Ко-маркетинг, или сотрудничество вместо соперничества

Ко-маркетинг — это взаимовыгодное партнёрство, выгодное как брендам, так и их клиентам. Компании в рамках совместного продвижения делятся друг с другом аудиторией, аудитория же получает выгодные предложения в рамках таких коллабораций. Например, купоны на скидки в магазине-партнёре при покупке товара на определённую сумму. 

Как и в случае с амбассадором-блогером, при выборе партнёра по маркетингу из брендов нужно учитывать его специфику и аудиторию. Не стоит партнёриться с прямыми конкурентами. Дружить нужно с теми, чьим клиентам будут интересны ваши услуги. Например, салонам красоты (без услуг маникюра) логично дружить с маникюрными салонами или отдельными мастерами, цветочным бутикам — с кондитерскими и так далее. 

По данным исследования Visual Objects, более 71% потребителей довольны коллаборациями брендов. Кросс-промо мотивируют к покупке, но только если у компаний хорошая репутация. 61% респондентов откажутся от предложений брендов с негативным имиджем.

Не бойтесь стучаться в партнёры к успешным брендам с хорошим пулом лояльных клиентов. Даже если за такое кросс-промо придётся чуть доплатить, результат покроет вложение.

Интересный пример коллаборации — Adidas и бренд баскетболиста NBA Деррика Роуза. Общий продукт — кроссовки Adidas Derrick Rose — презентовались на открытии фирменного магазина Derrick Rose Jump Store в Лондоне. Кроссовки поставили на полку высотой 3 метра и предлагали посетителям допрыгнуть. В случае успеха модель можно было забрать бесплатно. 

А вот пример коллаборации российских локальных брендов: 

Рекомендации по снижению затрат на продвижение локального бизнеса
Пример коллаборации бренда VALTERA и «Дома книги»

Несколько правил результативного ко-маркетинга:

  1. Партнёрство в рамках сопутствующих товаров и ко-пакинга (когда продукты разных брендов идут в одной упаковке или дополняют друг друга — не надо привлекать промоутеров).
  2. Общая и похожая целевая аудитория партнёров.
  3. Один ценовой сегмент.
  4. Отсутствие конкуренции между брендами.
  5. Хорошая репутация партнёров.

Бесплатные возможности «Яндекс Карт» и 2ГИС

Максимально доступный способ, а точнее способы продвижения для локального бизнеса, — это онлайн-карты. В России это «Яндекс Карты» и 2ГИС. Аудитория «Яндекс Карт» составляет более 40 млн человек. Приложением 2ГИС пользуются 28,6 млн человек. С помощью этих сервисов бренд легко продвигать по району, локации. Пользователь будет видеть вашу компанию на карте и при поиске соответствующей  услуги в интернете. Выдача карты с отмеченными на ней компаниями происходит органически и бесплатно.

Как снизить затраты на продвижение локального бизнеса
При поиске в Яндексе отображается карта и информация о компаниях

Важно подробно заполнить карточку организации, добавить фото, ссылку на сайт, контакты, информацию о среднем чеке и актуальных акциях, а также вовремя обновлять новости. Ещё момент, от которого напрямую зависит рейтинг, — это отзывы. Важно отвечать на комментарии и обрабатывать негатив. Чем больше позитивных откликов и чаще обновления в карточке компании, тем выше рейтинг и ваш шанс быть выделенным среди конкурентов. 

Для продвижения компании в мап-сервисах используйте функционал по максимуму. На  «Яндекс Картах», например, через бизнес-кабинет можно публиковать посты о новинках и акциях (отображаются в «Яндекс Картах» и «Яндекс Поиске»), создавать сториз и загружать прайс-листы (можно из «Яндекс Еды» или YClients).

Кейс снижение затрат на продвижение локального бизнеса
Пример подробно заполненной карточки компании

В мап-сервисах есть и платные инструменты продвижения. Благодаря оплаченному бизнес-кабинету, компания может оказаться в топе, а также получить сопутствующую рекламу в других сервисах и на площадках партнёров. Но использование платных инструментов не освобождает от необходимости подробного заполнения карточки и работы с отзывами и репутацией — всё это нужно делать на постоянной основе.

Читайте также:

Советы по продвижению локального бизнеса

  • Сосредоточьтесь на 1-2 каналах 

Изначально протестировать на лучшую результативность нужно несколько методов. Выяснив, какой работает эффективнее, сфокусироваться на нём, максимум — на двух каналах одновременно. В большинстве случаев наиболее действенными для локальной компании оказываются продвижения на картах, локальное SEO и контент-маркетинг в соцсетях. 

  • Позаботьтесь о существующих клиентах

Удержание клиентов дешевле, чем поиск новых. Выстройте с ними эффективное взаимодействие, обеспечьте приятными условиями и укрепляйте вашу дружбу. 

Если верить исследованию Invesp, привлечение новых клиентов — в пять раз дороже затрат на удержание уже существующих. Несмотря на это, не менее 44% бизнесменов уделяют большее внимание именно расширению базы клиентов. 

Работайте с отзывами, мотивируйте к позитивным откликам, собирайте обратную связь для повышения качества своих товаров и услуг. Внедряйте системы лояльности, поощряйте бонусами, скидками и партнёрскими предложениями. 

  • Вступайте в бизнес-ассоциации 

Присоединяйтесь к ассоциациям предпринимателей и подавайте заявки на финансирование вашего бизнеса и проектов. Отраслевые меры поддержки можно искать вручную, проще всего — на портале «Мой бизнес». 

Вы можете податься на государственные субсидии и гранты, если вы молодой предприниматель или нанимаете на работу молодых специалистов (до 30 лет). Также можно рассчитывать на продление налоговых каникул. Для этого нужно зарегистрировать ИП и сразу после регистрации подать заявление о переходе на УСН или получить патент. Ещё из возможностей — до конца 2025 года индивидуальные и компании могут возместить НДС в ускоренном режиме (кроме бизнесов на стадии реорганизации, ликвидации или банкротства).


 

У локального бизнеса часто очень ограниченный бюджет на продвижение. И поэтому нужно использовать творческий подход. Но, как мы видим, есть недорогие маркетинговые стратегии, которые можно использовать для привлечения целевой аудитории — и всё это без больших затрат.

  • Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: