Запрещённая реклама: как рассказать о продукте и не получить штраф

Перед запуском кампании обязательно нужно проверить, что ваш продукт можно рекламировать в России, и все условия для законного размещения соблюдены.

Запрещенная реклама
  • Представим ситуацию: вы открыли магазин нижнего белья и решили привлечь первых клиентов. Чтобы о вас узнали как можно больше людей, вы выбрали билборд на оживлённой трассе. Но вместо новых клиентов вами заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба и наложила огромный штраф. Почему так произошло?
  • В постановлении было указано, что рекламное изображение может отвлекать водителей автомобилей и провоцировать аварии на дороге. В итоге вы потеряли много денег, а прибыли не получили.
  • При использовании интернет-ресурсов вы также столкнулись бы с ограничениями. Например, слишком откровенные иллюстрации нижнего белья на теле человека не пропускают «Яндекс.Директ» и ВКонтакте. Такие материалы площадки отклоняют в процессе модерации.

Разбираемся в статье, какая реклама под запретом, что можно рекламировать с ограничениями и сколько придётся заплатить, если всё же закон нарушен.

Содержание статьи
  1. Что говорит закон
  2. Что нельзя рекламировать
    2.1. Запрещено на территории РФ
    2.2. Запрещено в интернете
    2.3. Можно рекламировать с ограничениями
  3. Требования к содержанию рекламы в интернете
  4. Требования площадок
  5. Что нельзя рекламировать в МТС Маркетологе
  6. Модерация рекламы в МТС Маркетологе

Что говорит закон

Главный документ, в котором прописаны ограничения на создание и распространение рекламы на территории РФ, — это Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ. За его исполнением следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

ФАС возбуждает дело:

— по собственной инициативе;

— по обращению прокурора, госорганов и органов местного самоуправления;

— по заявлениям граждан и юридических лиц.

Чтобы вынести решение, антимонопольная служба может проводить опросы потенциальных потребителей рекламы. И привлекать к обсуждению экспертный совет, куда входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов.

Если вы нарушили закон, то потребуется заплатить штраф и убрать рекламу в оговорённые сроки. Согласно статье 14.3 КоАП РФ, величина административных штрафов может быть следующей:

  • если вы самозанятый: от 2 000 до 2 500 рублей;
  • если вы ИП или генеральный директор компании (оба рассматриваются в законодательстве как должностные лица): от 4 000 до 50 000 рублей;
  • если вы юридическое лицо: от 100 000 до 800 000 рублей.

Причём штрафы могут получить и заказчик, и агентство, которое создавало рекламные материалы, и площадка или сайт, на которых вы разместились.

Что нельзя рекламировать

Запрещено на территории РФ

Согласно закону «О рекламе», на территории России запрещено распространять рекламу следующих товаров и услуг (статья 7):

  • табак и изделия для курения;
  • взрывчатые вещества;
  • наркотические средства и психотропные вещества;
  • торговля человеческими органами;
  • услуги по прерыванию беременности;
  • товары, которые нельзя производить и распространять согласно законодательству РФ;
  • товары, у которых нет государственной регистрации, сертификации или лицензии, а по закону это нужно;
  • услуги по написанию дипломов.
Что можно рекламировать
О своём решении ФАС написала на официальном сайте

Запрещено в интернете

Реклама в сети также подчиняется требованиям закона №38-ФЗ. Дополнительно оговаривается, что в интернете нельзя показывать рекламные материалы следующих товаров:

  • алкоголь (статья 21);
  • оружие (статья 26);
  • азартные игры (статья 27).

Можно рекламировать с ограничениями

Особые требования (статьи 8, 24 — 30.2) применяются к рекламе:

  • лотерей;
  • лекарств, БАДов, медицинских товаров и услуг;
  • продуктов детского питания;
  • финансовых услуг;
  • ценных бумаг;
  • услуг по заключению договоров ренты;
  • деятельности медиатора;
  • арбитражных услуг;
  • товаров при дистанционной торговле.
Что можно и как рекламировать
Новость об этом выходила в агентстве ТАСС

Требования к содержанию рекламы в интернете

Помимо категорий товаров, в законе «О рекламе» обозначены общие правила создания и размещения рекламных материалов (статья 5).

Остановимся на требованиях, которые применимы к интернет-пространству:

  • нельзя говорить плохо о товарах конкурентов

Закон запрещает порочить чью-либо честь и деловую репутацию. Вы не можете утверждать, что ваш продукт имеет преимущества перед продуктом конкурента, а также сравнивать предметы по несопоставимым критериям. Не употребляйте слова «первый», «лучший», «самый» и подобные, если не можете их доказать.

  • запрещено обманывать людей

Если вы сообщите, что продаёте продукты по цене от 1 000 рублей, но стоимость самого дешёвого из них в вашем магазине будет 1 200 рублей, ФАС наложит штраф. Не скрывайте информацию о продукте, которую вы обязаны отобразить в рекламных материалах по закону. Не обманывайте насчёт характеристик, стоимости, условиях получения товара. Сообщайте о важных деталях акций и конкурсов. Не рекламируйте продукт под видом другого.

Что нельзя рекламировать
Решение размещено на официальном сайте ФАС
  • нельзя использовать запрещённые приёмы

1. Не ругайтесь и не оскорбляйте — люди считают смысл правильно, даже если вы пропустите или обыграете несколько букв бранного слова. Непристойные образы тоже под запретом (чаще всего под ними понимают образы сексуального характера).

2. ФАС запретит рекламу, которая призывает к насилию и нарушению законов России.

Что можно рекламировать в вк
Управление ФАС по Москве написало об этом на официальном сайте

3. Нельзя указывать, что продукт в рекламе одобряют представители госорганов и должностные лица. Даже если эта информация достоверна.

4. Слова на иностранном языке должны сопровождаться переводом на русский язык. Во-первых, слово может иметь несколько значений. Во-вторых, потребитель может не знать иностранный язык. Всё это вводит людей в заблуждение.

5. Учитывайте, как ваша реклама может повлиять на совершеннолетних — это касается и содержания, и места распространения объявления. Согласно закону «О защите детей» от 29.12.2010 №436-ФЗ, нельзя пугать ребёнка, формировать у него комплексы, побуждать к действиям, из-за которых может пострадать его здоровье. А если вы рекламируете информационную продукцию, обязательно нанесите на неё возрастную маркировку. 

Требования площадок

Сайт, на котором вы будете размещаться, также может ввести ограничения на некоторые виды продукции.

  • К примеру, TikTok запрещает использовать рекламу, чтобы продавать животных, и предлагать похоронные услуги.
  • Через «Яндекс.Директ» не получится рекламировать онлайн-консультации с постановкой медицинского диагноза, продукты-подделки и, например, товары, которые оказались в дефиците из-за чрезвычайной ситуации.

Перед началом рекламной кампании изучите условия конкретной площадки. Так вы быстрее пройдёте модерацию, а в случае необходимости смените место размещения. 

Что нельзя рекламировать в МТС Маркетологе

МТС Маркетолог соблюдает требования закона о рекламе и правила компании. Мы не размещаем рекламные материалы, которые:

  • запрещены на территории РФ;
  • запрещены в интернете;
  • содержат информацию и рекламируют следующие виды товаров и услуг:
    • сайты и сервисы знакомств;
    • интимные услуги и увеселительные заведения;
    • порнография;
    • товары и услуги для взрослых;
    • интимная медицина;
    • рецептурные фармакологические препараты;
    • религиозная тематика;
    • сетевой маркетинг;
    • агитационная политика;
    • оккультные услуги;
    • информационные продукты от коучей (тренеров) без подтверждённой профессиональной квалификации;
    • личные блоги физлиц, страницы в соцсетях и мессенджерах.
  • рассказывают о компаниях, которые предоставляют схожие с МТС услуги. Среди них:
    • операторы сотовой связи;
    • интернет и ТВ-провайдеры;
    • мессенджеры;
    • телемедицина;
    • киберспорт;
    • мобильные приложения для чтения книг и прослушивания музыки;
    • мобильные приложения с ТВ-трансляцией.

Актуальный список запрещённых тематик публикуем в Справке.

Модерация рекламы в МТС Маркетологе

Прежде чем запустить таргетированную рассылку и баннеры, мы проверяем кампанию на соответствие требованиям законодательства и правилам МТС Маркетолога. Модерация позволяет обезопасить от штрафов и вас, и нас.

Бывают случаи на повторной модерации. Мы получаем доработанную рекламную кампанию, начинаем перепроверять ссылки и номера. И выясняем, что под видом чего-то безобидного размещён незаконный материал. Такую рекламу мы отклоняем.
Максим Алексеев, руководитель отдела клиентского сервиса в МТС Маркетологе

В среднем проверяем от двух часов до 1 дня, а имя отправителя согласовываем до 3 дней.

Обращаем внимание: за SMS-рассылки по своей базе полностью отвечаете вы. МТС Маркетолог согласовывает только имя отправителя в срок до 10 дней.

Как пройти модерацию

Перед отправкой рекламной кампании на проверку убедитесь, что вы:

  • не рекламируете запрещённые товары;
  • соблюдаете требования закона к содержанию рекламы;
  • оформили текст и изображения согласно требованиям модерации;
  • указали юридическую информацию там, где она обязательна;
  • проверили текст на орфографические ошибки и опечатки.

Если всё хорошо, запустим рекламу. Если нет — отправим рекомендации по доработке материалов. 


 

В рекламе товаров и услуг есть много нюансов. Если её признают незаконной, то придётся заплатить существенный штраф. Чтобы не задаваться вопросом, почему размещение отклоняют, перед публикацией материалов внимательно изучайте требования, которые обязательны для вашего продукта по закону, и условия, на которых вас согласна разместить площадка.

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSМедиаСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика