Если вы хотите, чтобы вашу продукцию покупали, вам не обойтись без грамотного маркетинга. Только так можно заявить о себе аудитории, выделиться среди конкурентов и быстро наработать клиентскую базу. При этом маркетинг может быть разным. Каким именно, поговорим в этой статье. Вы также поймёте, какое направление приоритетно для вашей деятельности.
- Классификация видов маркетинга
1.1. По охвату рынка
1.2. По состоянию спроса
1.3. По типу клиента
1.4. По каналу распространения рекламы - Какой маркетинг выбрать
Классификация видов маркетинга
Ключевая цель маркетинга – повысить ценность продуктов компании в глазах потребителей с помощью имеющихся инструментов, и по итогу – увеличить прибыль. Как этого добиться – зависит от задач, которые стоят перед бизнесом, и других параметров. Так, разделение маркетинга на основные виды происходит по следующим критериям:
- охват рынка
- спрос
- тип клиента
- канал коммуникации
Маркетинг по охвату рынка
Массовый маркетинг интересен тем, что его аудитория – максимально общая. Продукция компании нужна всем, она производится и распространяется в больших количествах, имеет приемлемую для покупателей стоимость. Маркетологи фокусируются на схожих для огромного числа людей потребностях и разрабатывают единую коммуникационную стратегию для всей продукции компании. Здесь нет делений клиентов на сегменты.
Иная ситуация в целевом (или концентрированном) маркетинге, более привычном для малого и среднего бизнеса. Здесь создают продукт для узкого сегмента целевой аудитории, что позволяет легче обходить конкурентов. Целевой маркетинг используют, к примеру, для продвижения свадебной продукции и товаров для беременных.
Соединяет два подхода дифференцированный маркетинг. Чтобы снизить риски, бизнес разрабатывает продукты для нескольких сегментов рынка, для каждого формирует отдельную стратегию. Примером может служить выпуск средств по уходу за кожей: отличаются у разных возрастов, у мужчин и у женщин, есть крема, масла, сыворотки, лосьоны и т.п.
Виды маркетинга по состоянию спроса
Конверсионный маркетинг помогает превратить посетителя в покупателя и увеличить объём продаж. Так, потенциальные клиенты могут не интересоваться продуктом из-за предубеждений относительно бренда, ранних неприятных случаев с компанией, из-за того, что конкуренты выпускают более известный или дешевый аналог.
Что делают маркетологи:
- запускают нативную рекламу;
- объявляют скидки;
- внедряют программу лояльности;
- улучшают коммуникацию с клиентами, например фокусируются на работе с отзывами или делают персонализированные email-рассылки;
- проводят ребрендинг.

Когда нужно увеличить спрос на продукт, задействуют также стимулирующий маркетинг. В каких случаях это актуально:
- товар только появился на рынке, о нём никто не знает;
- клиентам известно мало информации о товаре или бренде.
При стимулирующем маркетинге снижают цену, изменяют позиционирование, чтобы соответствовать ожиданиям целевой аудитории.
Синхромаркетинг применяется для продвижения продукции, спрос на которую сильно меняется в разное время года, месяца или даже дня. Например, подарки и украшения в новогодней стилистике актуальны только зимой. В кафе после 20.00 могут ввести 30%-ю скидку на оставшуюся продукцию – это будет стимулировать тех, кто обедал в заведении, там же и поужинать, а кафе избавится от еды, которая на следующий день может испортиться.
Даже если спрос стабилен, его нужно сохранять. Для этого подходит поддерживающий маркетинг. Специалисты следят за рыночными тенденциями, формируют узнаваемый образ бренда в коммуникации с клиентами, изучают конкурентов, следят за соотношением цены и спроса.
Ремаркетинг используют, если спрос на товары долго снижается. Чтобы его повысить, маркетологи ищут новые возможности взаимодействия с аудиторией. Это обеспечивает рост продаж, в том числе повторных, и возвращение клиентов. Ремаркетинг также актуален, если вы продаете дорогой или сложный товар – в этом случае аудиторию дольше приходится убеждать.
Примеры, когда клиент сталкивается с ремаркетингом:
- видит рекламу продукта, который только что просматривал на другом сайте (ретаргетинг);
- встречает напоминание о возможности купить дополнительные аксессуары или застраховать товар;
- получает предложение приобрести новую версию товара той же марки.
Обратного эффекта пытается добиться демаркетинг. Когда спрос на продукт вырастает в такой степени, что компания не может его удовлетворить, она начинает искусственно снижать количество клиентов. Другая причина – необходимость постепенно вывести продукт с рынка. Демаркетинг может выражаться в повышении цены.
Противодействующий маркетинг применяют, когда клиенты чрезмерно интересуются товаром, который негативно влияет на их здоровье. Например, чтобы уменьшить потребление алкоголя, государство устанавливает возрастные и временные ограничения на его продажу, на этикетки добавляются предупреждающие надписи, вводятся ограничения на рекламу в некоторых каналах.
Виды маркетинга по типу клиента
- B2C – это business to consumer, взаимодействие с обычными потребителями.
Здесь маркетологам необходимо показать выгоду от приобретения продукта, в том числе вызвать эмоциональный отклик у клиента. Компаниям можно использовать большинство каналов коммуникации, выбирать tone of voice от формального до дерзкого в зависимости от особенностей сегмента аудитории. Интерес к продукции можно повышать за счёт программ лояльности, скидок, персонализированных предложений, интересных форматов рекламных материалов.
- В модели B2B (business to business) клиентами являются другие компании.
Корпоративные клиенты дольше принимают решение о покупке, согласование проходит через несколько человек с разными должностями и задачами. Так как бизнес интересует прибыль, то и выбирать продукт будут исходя из этого. Тон коммуникации в сфере B2B сдержанный, без фамильярностей. Продавать можно с помощью презентации товара, выступлениях на мероприятиях в качестве эксперта, email-рассылки с перспективных предложением, которое подразумевает долгосрочное сотрудничество. А ещё искать клиентов в B2B помогает таргетированный обзвон – этот инструмент есть в МТС Маркетологе.
- В B2G (business to government) компании предлагают продукцию государственным органам и учреждениям, например школам, поликлиникам, театрам.
Для этого участвуют в тендерах – торгах, где поставщика выбирают на конкурсной основе. Компаниям это позволяет получить крупный заказ. Маркетологи разрабатывают предложения для государства, готовят материалы для тендеров, проводят корпоративный брендинг.
Виды маркетинга по каналу распространения рекламы
Офлайн-маркетинг использует традиционные каналы коммуникации с клиентами. Среди них: реклама на телевидении, публикации в печатных СМИ и на радио, билборды, листовки, рассылка по почте, реклама в транспорте, холодные звонки. Такая реклама обеспечивает широкий охват аудитории, но стоит значительно дороже, чем, например, таргетированные рассылки через интернет или мессенджеры.
- Отдельно отметим партизанский маркетинг – нестандартные и запоминающиеся способы продвижения товара при минимальных затратах. Это могут быть граффити на асфальте и стенах, одежда с символикой бренда, отзывы клиентов на сайте с высоким трафиком, вирусный контент (мемы).
Digital-маркетинг помогает продвигать товары и услуги в интернете. Благодаря современным технологиям, в частности Big Data, маркетологи могут точнее сегментировать аудиторию, делать персонализированные предложения и быстрее получать отклик.
Какой маркетинг относится к сфере digital:
- таргетированная реклама – инструмент для поиска потенциальных клиентов по заданным параметрам (пол, возраст, доход, интересы, геоположение).
- баннерная реклама – размещается на сторонних сайтах и поисковиках для повышения узнаваемости бренда с помощью изображения.

- контекстная реклама – платное размещение в поисковых системах, которое обеспечивает попадание в топ выдачи.
- поисковая оптимизация (SEO) – улучшение контента сайта с учетом требований поисковых систем, как следствие – попадание на высокие позиции в органической выдаче.
- контент-маркетинг – продвижение товаров и услуг с помощью контента. Играют роль содержание материала, его форматы, канал распространения.
- чат-боты – инструмент для персонализированной и быстрой коммуникации на сайтах и в социальных сетях. Чат-бот – это виртуальный помощник, который позволяет дать ответ клиенту в типовой ситуации, развлечь его с помощью тестов, стимулировать пользоваться продуктом и перевести на сайт с помощью интересных сообщений.

- нативная реклама – способ продвижения, при котором информация о продукте органично вплетена в контент сторонней площадки и не воспринимается, как навязанная реклама.
- push-уведомления – всплывающие сообщения на экране компьютера или мобильного устройства. Различают системные уведомления и рекламные оповещения.
- email-маркетинг – метод коммуникации с клиентами с помощью email-рассылок.

- Также различают продвижение в мессенджерах, на маркетплейсах, в социальных сетях (SMM-маркетинг).
Мобильный маркетинг подразумевает коммуникацию с пользователями мобильных устройств. Специалисты размещают рекламу в приложениях, запускают простую (по своей базе клиентов) или таргетированную SMS-рассылку (а также MMS и RCS-рассылку). Через мобильные устройства также можно посещать интернет-ресурсы, что делает актуальными перечисленные выше digital-инструменты. Однако бизнесу необходимо адаптировать рекламу под новый, мобильный формат.

Какой маркетинг выбрать
При выборе стратегии бизнес должен ориентироваться на:
- особенности своего продукта;
- характеристики и предпочтения аудитории;
- сферу деятельности компании;
- ситуацию на рынке;
- размер своего бюджета;
- цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью маркетинга.
После того, как вы определитесь с маркетинговыми активностями, желательно составить медиаплан. Он поможет не запутаться в большом количестве мероприятий, грамотно распределить бюджет между ними и отследить эффективность кампаний.