29% россиян хотят организовать собственное дело – об этом свидетельствуют результаты опроса, который проводил Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в августе 2020 года. Но только четверть из потенциальных бизнесменов будут открывать своё дело в ближайшие три года. Во многом это связано с тем, что начинающие предприниматели не знают основ: с чего начать, откуда брать стартовый капитал, где найти первых клиентов, как грамотно продавать.
Рассказываем, как подготовиться к открытию своего бизнеса и какие рекламные каналы помогут его развить.
- Как открыть бизнес: алгоритм действий
1.1. Найдите жизнеспособную идею
1.2. Создайте бизнес-план
1.3. Найдите источники финансирования
1.4. Зарегистрируйте бизнес и выберите режим налогооблажения
1.5. Подготовьтесь к открытию - Как и где предпринимателю искать клиентов
2.1. Таргетированные SMS и MMS-рассылки
2.2. Реклама в социальных сетях и мессенджерах
2.3. Баннерная реклама
2.4. Контекстная реклама
2.5. Другие форматы привлечения клиентов
Как открыть бизнес: алгоритм действий
1. Найдите жизнеспособную идею.
Бизнес начинается с идеи. Вы можете давно планировать заняться определённым делом – например, с детства ходили на тхэквондо и во взрослом возрасте решили открыть свою школу. Либо видите, что другой бизнес хорошо развивается, и хотите попробовать организовать что-то подобное. Либо находите незанятую нишу и получаете возрастающий спрос.
В любом случае перед стартом нужно оценить, способна ли идея принести доход. Для этого ответьте на вопросы:
- Что вы предлагаете?
- Нужен ли ваш продукт на рынке?
- Чем он отличается от конкурентов?
- Кому и где будете продавать?
- По какой цене ваш продукт будут покупать?
Тестируйте свои гипотезы на потенциальных клиентах – устраивайте опросы, в интернете или при личной встрече. Так вы сможете до старта узнать правильное направление развития.
2. Создайте бизнес-план.
Этот документ понадобится не только для внутреннего пользования. На встрече с потенциальными партнёрами и инвесторами будет легче донести суть вашего проекта.
План должен содержать:
- описание продукта;
- анализ конкурентов и рынка;
- описание целевой аудитории;
- варианты масштабирования проекта.
Благодаря плану вы будете хорошо понимать: сколько вам требуется средств, чтобы запустить продукт. Сколько нужно времени, чтобы окупить вложения. Какую прибыль вы будете получать, когда выйдете на стабильный поток заказов. Рассчитайте себестоимость товара и возможную наценку, спланируйте расходы на продвижение, оплату налогов и т.д.
3. Найдите источники финансирования.
Помимо ваших навыков и времени, в стартап понадобится вложить деньги. Как много – зависит от специфики проекта. Так, для открытия ресторана нужно арендовать помещение, закупиться оборудованием, нанять работников, а иногда и обучить их, и ещё запустить рекламу. А чтобы преподавать иностранный язык, достаточно быть самозанятым – этот бизнес можно позже зарегистрировать как ИП, когда настанет время расширяться.
Откуда взять деньги на старт и развитие своего дела:
- Вложить свои средства – но такую сумму, без которой вы сможете комфортно жить в случае неудачи;
- Организовать краудфандинг – заинтересовать потенциальных покупателей и собрать предзаказы;
- Взять кредит в банке – эта возможность есть даже у самозанятых (но им выдают только потребительский кредит);
- Найти программы господдержки бизнеса – вам могут предоставить льготы и субсидии, если вы соответствуете определённым критериям;
- Привлечь инвесторов – их можно найти на специальных интернет-площадках, а также встретить на тематических мероприятиях.
4. Зарегистрируйте бизнес и выберите режим налогообложения.
Подумайте над плюсами и минусами самозанятости, ИП и ООО. Оцените, в какую категорию вы попадаете, какие требования должны соблюдать и что будет в случае нарушений.
Отдельный пункт – налоги. На старте вы можете рассмотреть налог на профессиональных доход (то есть самозанятость), упрощённую систему налогообложения (УСН), патентную форму, единый сельскохозяйственный налог (ЕСН). Если вы не проходите по критериям, режим налогообложения будет общим (ОСН).
5. Подготовьтесь к открытию.
После основных вопросов можно переходить к дополнительным. У каждого бизнеса они разные.
Так, для офлайн-магазина понадобится открыть расчётный счёт в банке, купить кассу, разобраться с пожарной безопасностью, заключить договоры с поставщиками товаров и т.д. Онлайн-магазин не обойдётся без сайта, налаженной работы службы доставки, онлайн-кассы и других деталей.
Последнее, но не менее важное – это реклама. Чтобы у вас появились клиенты, начинайте о себе рассказывать, причём именно вашей целевой аудитории.
Ниже пойдёт речь о рекламных каналах, которые помогут продавать даже на старте.
Как и где предпринимателю искать клиентов
В подборку включены виды рекламы, которую можно запустить с минимальным бюджетом.
Таргетированные SMS и MMS-рассылки
Один самых популярных форматов рекламы в МТС Маркетологе. По нашим данным, SMS-сообщение открывают в первые минуты 98% людей. При этом хорошие результаты кампаний показывает и B2C, и B2B-сегмент.
Чтобы рекламная рассылка привела к вам клиентов, сделайте им выгодное предложение и настройте таргетинг – выберите целевую аудиторию, которой придёт сообщение. В МТС Маркетологе вам доступно 200+ сегментов, среди которых возраст, пол, местоположение, интересы и др.

Реклама в социальных сетях и мессенджерах
По данным Hootsuite, сегодня 42% россиян предпочитают искать информацию, в том числе о брендах, в социальных сетях. Поэтому бизнес может хорошо продавать и там. Запустите таргетированную рекламу – пользователь увидит её в ленте среди контента, на который подписан. Если заинтересуется, вы получите клиента.
МТС Маркетолог помогает с рассылками во ВКонтакте и MyTarget. Самостоятельно можете запустить рассылку в Viber.

Баннерная реклама
Один из самых удобных форматов для начинающих предпринимателей. Его используют для первого знакомства с продуктом. Потенциальная аудитория видит баннер на сайте, среди остального контента.
Баннерную рекламу можно совмещать с другими инструментами, например SMS-рассылкой. Первая повышает интерес к продукту, вторая мотивирует на приобретение товара или услуги.
Если вы запустите баннер через МТС Маркетолог, то потенциальные клиенты увидят его при использовании мобильного интернета и на ресурсах МТС.
Контекстная реклама
Эта реклама показывается в результатах поисковой выдачи Яндекса и Google. Запустить её можно в системах «Яндекс.Директ» и Google Ads соответственно.
Контекстная реклама отвечает на запрос пользователя. Например, он живёт в Санкт-Петербурге и хочет купить цветы на день рождения. Вводит в поисковую строку вопрос, содержащий ключевую фразу «купить букет цветов спб». Если вы прописали эти слова при запуске рекламы, её покажут выше органической выдачи – страниц, которые продвигают бесплатно.

Другие форматы привлечения клиентов
Кроме digital-каналов начинающий бизнесмен может попробовать следующие:
- рассказать о бизнесе друзьям и знакомым
Можно начать с близкого окружения – если не купят продукт, то расскажут о нём своим знакомым. Но быстро расти таким образом не получится, особенно если друзья – не ваша целевая аудитория.
- сообщить о старте подписчикам в социальных сетях
Если вы ведёте страницу, которая схожа по тематике с вашим бизнесом, получить поток клиентов будет проще. В дальнейшем его можно увеличить с помощью рекламы.
- оставлять комментарии и ссылки на тематических форумах
Чтобы участвовать в обсуждениях, нужно знать и соблюдать правила сообществ. Этот способ подойдёт как вспомогательный вариант поиска, так как требует много времени и из-за этого отвлекает от ведения бизнеса.
- посещать выставки и участвовать в конференциях
На мероприятия можно прийти как слушатель и как спикер. В первом случае можно завязать полезные знакомства, во втором – рассказать о своём бизнесе, найти клиентов и партнёров. Чем больше участвуете во встречах, тем известнее становитесь, а значит, получаете больше заказов.

- публиковать экспертные статьи
Тексты позволяют показать, какой вы специалист и почему именно ваш товар или услугу стоит покупать. При этом использовать в них рекламные элементы не обязательно. А вот знать, как продвигать статьи в интернете, – желательно.
Размещайте материалы на сторонних тематических площадках – платно и бесплатно. Там уже есть наработанная аудитория, которую можно заинтересовать, ответив на актуальный вопрос. Выбор тем зависит от площадки и вашей цели. Например, если у вас фитнес-клуб, можно написать, с какими трудностями вы столкнулись при его открытии, или какая программа тренировок подойдёт для людей с избыточным весом.
Находить клиентов можно через собственный блог или блог вашего сайта. Чтобы статьи показывались на первой странице поиска, изучите основы SEO-оптимизации.

- добавить компанию в справочники
В платных и бесплатных агрегаторах размещается краткая информация о компании и ссылка на сайт. Если у вас офлайн-проект, можно добавить организацию в «Яндекс.Карты» и Google Maps.
Организовать собственное дело непросто, но теперь у вас есть инструкция, которая поможет избежать сложностей на старте. Рекомендации выше универсальны. Вам остаётся согласовать свои цели со спецификой бизнеса, а дальше – только действовать!