Сегодня всё больше людей хотят работать на себя. Это подтверждают цифры: по данным ФНС, в декабре 2020 года в России было уже 1,5 млн самозанятых. Новый статус не отменяет необходимости рассказывать клиентам о своих услугах. Но могут ли самозанятые давать рекламу? И как это сделать, чтобы привлечь больше клиентов?
Разбираемся в особенностях налогового режима и рассказываем, как самозанятым может помочь МТС Маркетолог.
- Кто такой самозанятый
- Как стать самозанятым
- Плюсы и минусы самозанятости
3.1. Преимущества самозанятости
3.2. Ограничения для самозанятых - Зачем самозанятому реклама своих услуг
- Как самозанятому давать рекламу
5.1. Как составить рекламное сообщение
Кто такой самозанятый
Самозанятые граждане – это физические лица или ИП, которые самостоятельно производят и продают товары, а также единолично оказывают услуги частным лицам и компаниям. Самозанятый ведёт деятельность на территории России, не имеет работодателя и не может выступать им по отношению к другим людям, то есть не вправе оформлять работников в штат. Его доходы ограничиваются 2,4 млн рублей в год. Если человек соблюдает эти условия, то может пользоваться льготным налоговым режимом.
Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД), который установлен законом №422-ФЗ. Если у вас оформлено ИП, то вам следует отказаться от других специальных режимов (УСН, ЕСХН, ПСН), так как их нельзя совмещать с НПД.
В зависимости от типа клиентов есть две налоговые ставки:
- 4% от дохода, полученного при расчёте с физическими лицами;
- 6% от дохода, полученного от юридических лиц и ИП.
При этом доходом считается вся сумма поступлений от реализации продукта или услуги, независимо от размера чистой прибыли и расходов на развитие бизнеса.
Отметим, что самозанятый гражданин может сотрудничать с работниками, подрядчиками и даже другим самозанятым по договору ГПХ. Гражданско-правовые отношения не регулируются законом №422-ФЗ.
Как стать самозанятым
Получить статус самозанятого можно онлайн за 15 минут:
- Скачать официальное приложение ФНС «Мой налог»;
- Зарегистрироваться одним из способов: по скану паспорта, по ИНН или через Госуслуги;
- Указать один или несколько видов своей деятельности.
Когда вам будут приходить деньги от клиентов, вы сможете формировать чеки в самом приложении «Мой налог». ФНС получит данные о сумме дохода, а вам автоматически начислят налог.
Значит ли статус самозанятого, что теперь вы не сможете устроиться на «традиционную» работу? Нет. Самозанятый может одновременно работать по найму – и по трудовому договору, и по договору ГПХ. В этом случае он становится для налоговой «двумя людьми»:
- самозанятым – платит 4% или 6% от дохода при работе со своими клиентами;
- сотрудником – 13% НДФЛ и до 30% отчислений в фонды за него платит работодатель.
Плюсы и минусы самозанятости
Что даёт статус самозанятого и какие накладывает ограничения? Начнём с плюсов.
Преимущества самозанятости
Применять специальный налоговый режим можно по следующим причинам:
- легальное ведение бизнеса;
- низкий налог;
- не нужно заполнять налоговые декларации;
- необязательно делать страховые взносы;
- быстрая регистрация и снятие с учёта;
- можно совмещать несколько видов деятельности.
Вот что говорит Анастасия Евлахова, которая оформила самозанятость для развития блога на YouTube:
ИП для меня — невыгодный вариант: не те доходы, высокие выплаты в Пенсионный фонд. А самозанятость для моего масштаба идеальна. Налог очень низкий, легко заносить данные в систему и оплачивать тоже. Всё максимально под рукой.
Ограничения для самозанятых
Теперь поговорим о недостатках нового налогового режима:
- можно зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год
Если нарушите это правило и не перейдёте на другой спецрежим самостоятельно, это сделает за вас налоговая. При этом сумма заработка может быть неравномерно распределена в течение года.
- минимальная пенсия
По закону самозанятый освобожден от взносов в Пенсионный фонд, поэтому в старости ему гарантируется государством только социальная пенсия (в 2021 году это 10 022 рубля в среднем по России). Если он хочет получать страховую пенсию, то должен добровольно перечислять взносы.
- нельзя нанимать сотрудников в штат
По закону вы должны трудиться самостоятельно. Вы можете привлекать к работе других лиц, но тогда оформляйте с ними отношения по договору ГПХ.
- нельзя заниматься некоторыми видами деятельности
Налоговым режимом не вправе воспользоваться те, кто:
- продаёт подакцизные товары;
- занимается добычей и реализацией полезных ископаемых;
- продаёт недвижимость и транспортные средства;
- сдаёт в аренду нежилые помещения;
- ведёт предпринимательскую деятельность в интересах других лиц;
- получает доход в натуральной форме.
По статистике ФНС, в середине 2020 года самозанятые чаще всего занимались перевозками пассажиров, сдачей в аренду квартир, строительством, репетиторством и оказанием услуг в сфере маркетинга и рекламы. Для самозанятых также привлекательны профессии блогера, копирайтера, дизайнера, кондитера, психолога, парикмахера.
- спецрежим отпугивает клиентов и партнеров
Не все организации хотят сотрудничать с самозанятыми из-за того, что не знают, как правильно производить налоговые отчисления в связи с новым законом. Но сейчас всё больше компаний обучают своих специалистов, что может изменить ситуацию к лучшему.
Зачем самозанятому реклама своих услуг
Для развития любого бизнеса нужна реклама. При этом неважно, работаете ли вы на себя или на компанию. Иногда у самозанятого возникает вопрос – может ли он открыто размещать рекламу своих товаров и услуг.
Ответ прост: может, если человек официально платит налог на профессиональный доход. При этом необходимо ещё соблюдать требования ФЗ «О рекламе» и ряда других нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Тем не менее самозанятые могут столкнуться с некоторыми сложностями, когда впервые формируют стратегию продвижения:
- реклама потребует финансовых и временных затрат;
- придётся обучиться маркетингу и рекламе;
- необходимо будет изучить особенности размещения и форматы каждой площадки.
Вот что рассказывает Анастасия о продвижении своего YouTube-блога:
YouTube — очень капризная площадка. Алгоритмы меняются чуть ли не каждый год. То, что работало вчера, завтра уже может не работать. На YouTube прирост органический, поэтому много усилий идёт на проработку стратегии: какие темы актуальны, что и как снимать, чтобы контент не потонул среди аналогичных видео.
Чтобы изучить особенности каждого вида рекламы и каждой площадки, потребуется время и умение экспериментировать. Также на начальном этапе у самозанятых может не хватать средств на эффективное продвижение.
Что в этом случае делать? Можно продолжать осваивать рекламное продвижение самостоятельно. А можно обратиться за помощью к специалистам в сфере маркетинга и освободить ресурсы непосредственно на работу.
Как самозанятому давать рекламу
Представим, что Сергей владеет небольшой шиномонтажной мастерской. Он уже прошёл необходимую процедуру в приложении «Мой налог» и стал самозанятым. У Сергея есть клиенты, но он планирует значительно увеличить их поток.
Прочитав в интернете, как это можно сделать, Сергей оформил страницу своей мастерской в бесплатном конструкторе сайтов. Для привлечения новых клиентов он разработал специальное предложение – скидку 20% при установке летней резины. Сергей стал ждать. Но, несмотря на сезон и выгодное предложение по сравнению с конкурентами, клиентов не прибавилось.
Сергей догадывался, что интернет-страницу компании тоже надо рекламировать, но не понимал, что для этого нужно. Изучить вопрос времени не оставалось – все силы уходили на работу в мастерской. Ожидаемого результата не было.
Что же оставалось сделать Сергею, чтобы довести дело до конца?
Совсем немного – запустить объявление о шиномонтажной мастерской через рекламную платформу, например МТС Маркетолог. Сергей мог выбрать готовый сегмент аудитории по интересам и геолокации, а затем, когда кампания была бы запущена, легко работать со статистикой в личном кабинете. Если бы Сергей не понимал, как настраивать рекламу, он бы посетил бесплатные семинары платформы.
Какие варианты размещения для самозанятых предлагает МТС Маркетолог:
- push-уведомления, SMS- и email-рассылки;
- баннеры на ресурсах МТС и в мобильных браузерах;
- рекламу в соцсетях ВКонтакте и Одноклассники;
- CPA-рекламу, где оплачивается действие клиента;
- programmatic-рекламу на ресурсах, которыми аудитория активно пользуется.
Благодаря технологии Big Data, МТС Маркетолог помогает привлекать больше клиентов с меньшими затратами на рекламу. Самозанятым можно использовать свою клиентскую базу, а можно – готовые сегменты платформы. Все рекламные объявления проходят модерацию, что позволяет вовремя их доработать и повысить эффективность кампании. А если на каком-либо этапе возникают вопросы, менеджеры всегда отвечают на них.
Таким образом, в МТС Маркетологе самозанятый может самостоятельно запускать рекламную кампанию и видеть её результаты онлайн.
Как составить рекламное сообщение
Чтобы аудитория узнала о существовании вашего товара или услуги, ей надо об этом грамотно рассказать:
- чётко сформулируйте уникальность вашего продукта
Покажите, чем вы отличаетесь от конкурентов. Даже если вы просто преподаёте английский язык, ваш урок может стоить меньше, чем у других репетиторов. Или ваши студенты после прохождения обучения могут поступать в британские университеты. Отразите свои преимущества в объявлении.
- говорите о продукте правду
Никто не любит, когда обманывают его ожидания. Если клиент заинтересовался вашим продуктом из-за хорошей скидки, но в итоге не получил её, он как минимум больше к вам не обратится. Поэтому следите за тем, что вы обещаете в рекламе.
- не перегружайте текст
У вас будет всего несколько секунд, чтобы выделиться среди других рекламных сообщений. Используйте это время правильно – излагайте информацию просто и понятно.
- одна тема в одном сообщении
Сфокусируйте внимание клиента на главном. Если вы предлагаете несколько продуктов, говорите о них в разных объявлениях. То же самое касается ЦА – если невозможно охватить всю аудиторию в одном сообщении, создайте для каждого сегмента своё объявление.
- взывайте к запросам вашей ЦА
У клиента есть проблема, и ваш продукт может её решить. Покажите это в рекламном сообщении, и на вас обратят внимание.
- старайтесь запомниться аудитории
Вы можете привлечь её заголовком, яркой иллюстрацией, интересной подачей текста. Экспериментируйте, чтобы понять, что лучше работает.
- поддерживайте единый стиль
Текст, изображения, цветовая гамма, манера общения с клиентом – всё это должно работать на одну идею и отражать суть вашего продукта.
- адаптируйте сообщение под форматы рекламы и площадки
Учитывайте требования места, где размещаете объявление. А устоявшийся формат поможет вам привлечь внимание нужных клиентов.
- избегайте негативных ассоциаций
Создайте в воображении клиента положительный образ вашего продукта. Тогда у него будет желание обратиться к вам.
Помните, что результат от рекламы может появиться не сразу. Но если вы выбрали правильную манеру общения с аудиторией и затронули её потребности, со временем к вам придут клиенты.
Количество самозанятых увеличивается с каждым месяцем, что говорит о преимуществах налогового режима. А также о том, что конкурентов на рынке становится больше. Поэтому уже на первых этапах самозанятым стоит продумать стратегию продвижения.
Впрочем, сегодня не обязательно знать таргетинг от А до Я, чтобы запускать эффективные рекламные объявления. Достаточно зарегистрироваться на платформе МТС Маркетолог, которая предоставляет услуги по размещению рекламы, и пройти базовое обучение. В дальнейшем при создании кампании можно пользоваться подсказками интерфейса и задавать вопросы менеджерам.