События последних месяцев заставляют бизнес пересматривать стратегию развития. Решения приходится принимать быстро. Насколько они правильны, зависит от того, какими данными обладает компания.
Команда МТС Исследований изучила, как менялось поведение потребителей в популярных категориях товаров и услуг с февраля по май 2022 года, и сравнила показатели с аналогичными периодами прошлого года. Публикуем результаты в этом материале.
- Одежда и обувь
1.1. Одежда и обувь (магазины временно приостановили работу в России)
1.2. Одежда и обувь (российские магазины) - Продукты (супермаркеты)
- Электроника (интернет-магазины)
- Мобильные устройства
- VPN
- Поездки
Одежда и обувь
Февраль-март 2022
В этот период наблюдался рост на 10% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — рост на 6%.
Общее количество чеков — снижение на 3%.
28 февраля — 6 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 11%.
Сумма покупок выросла на 15%.
Май 2022
В мае ситуация улучшилась. Общая сумма покупок выросла на 39% по сравнению с прошлым годом.
Общее количество чеков увеличилось на 34%.
Средний чек тоже вырос, но всего на 4%.
Пиковые значения отличались от аналогичного периода 2021 года. Если тогда пиковый спрос пришёлся на середину месяца, в 2022 году — на начало и конец мая.
Больше всего покупали в мае 2022 года женщины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Средний чек в этой группе составил 3 500 рублей.
Чуть меньше тратили на покупки (средний чек 2 400 рублей) женщины этого же возраста с доходом 45–75 тыс. рублей.
Год назад ситуация была иной — и по доходу клиентов, и по сумме трат. В 2021 году женщины 35-44 лет с доходом 20–30 тыс. рублей и 45–75 тыс. рублей были лидерами по покупкам, средний чек варьировался с 1 200 до 1 600 рублей.
Второй по активности группой в 2021 году стали мужчины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Здесь средний чек составил 2 150 рублей.
Одежда и обувь (магазины временно приостановили работу в России)
Февраль-март 2022 — снижение среднего чека на 7% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — снижение на 42%.
Общее количество чеков — падение на 45%.
28 февраля — 6 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 32% по сравнению с прошлой неделей 2022 года.
Сумма покупок выросла на 24%.
С 7 марта 2022 года — резкий спад по всем показателям, в том числе по сравнению с 2021 годом.
Май 2022
Приостановка работы на территории Российской Федерации продолжила оказывать влияние на доходы магазинов. В мае 2022 года общая сумма покупок и количество чеков упали на 99%. При этом средний чек показал рекордный рост — на 152% по сравнению с маем 2021 года.
В конце месяца — небольшое увеличение спроса на одежду и обувь. Возможно, это связано с тем, что некоторые магазины возобновили работу в России.
Лидером по количеству покупок в мае 2022 года стали женщины 45-54 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Средний чек в этой категории — 10 900 рублей. Чуть меньше тратили на покупки женщины 35-44 лет с аналогичным доходом, их средний чек составил 8 800 рублей.
В мае прошлого года лидером по покупкам была вторая группа — женщины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. При этом средний чек был вдвое скромнее — всего 3 600 рублей.
Одежда и обувь (российские магазины)
Февраль-март 2022 — рост среднего чека на 30% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — падение на 13%.
Общее количество чеков — меньше на 33%.
28 февраля — 6 марта — резкий рост среднего чека на 23%.
Количество чеков сократилось на 15%.
Сумма покупок выросла на 4%.
7 — 13 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 13%.
Количество чеков выросло на 15%.
Сумма покупок стала больше на 30%.
Май 2022
В этом году в российских магазинах наблюдался рост среднего чека на 33% по сравнению с 2021 годом. При этом общая сумма покупок снизилась на 13%, а количество чеков упало на 16%.
Пиковые продажи в прошлом году пришлись на середину мая, после чего наблюдалось снижение.
В 2022 году тенденция иная — в мае происходило плавное увеличение количества чеков.
Лидировали по количеству покупок в мае женщины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Средний чек составил 3 200 рублей. Женщины того же возраста с меньшим доходом 45–75 тыс. рублей тратили на покупки чуть меньше — средний чек оказался на уровне 2 500 рублей.
В прошлом году лидерство по покупкам принадлежало женщинам 35-44 лет с доходом 45–75 тыс. рублей. Средний чек был равен 2 000 рублей.
Продукты (супермаркеты)
Февраль-март 2022 — рост среднего чека на 8% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — повышение на 1%.
Общее количество чеков — снижение на 7%.
28 февраля — 6 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 10% по сравнению с прошлой неделей.
Сумма покупок выросла на 11%.
7 — 13 марта — спрос на уровне предыдущей недели. С 14 марта наблюдалось падение спроса.
Май 2022
Рост среднего чека в мае составил 12% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — повышение на 13%.
Общее количество чеков не изменилось.
И в 2021-м, и в 2022 году наблюдалась небольшая тенденция на снижение среднего чека. Недельные изменения по сумме покупок и количеству чеков колебались на уровне плюс-минус 2%.
Лидером по количеству чеков стали женщины 65+ лет, доход которых — 10–20 тыс. рублей в месяц. Средний чек равен 518 рублей в 2022 году, в то время как в прошлом году он был ниже — 481 рубль.
Лидером по среднему чеку стали мужчины 65+ лет с доходом более 150 тыс. рублей. На втором месте — мужчины 55-64 лет с тем же уровнем дохода.
Первое место по сумме покупок и в прошлом, и в этом году принадлежит мужчинам 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей.
Электроника (интернет-магазины)
Февраль-март 2022 — интерес к электронике вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Количество посещений страниц в разделе «Электроника» на сайтах увеличилось на 38% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Мобильные устройства
Февраль-март 2022 — покупатели меняли устройства на 5% чаще по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Большинство тех, кто пользуется Android, переходили на новые телефоны той же модели.
Владельцы iOS почти всегда покупали более новую модель устройства.
Чаще всего склонны менять телефон владельцы iPhone7 — они выбирали модели iPhone 11, iPhone 13 и iPhone 12 (первым указан самый популярный телефон). Второе место по покупкам принадлежит владельцам iPhone 11, которые отдавали предпочтение iPhone 13, реже интересовались iPhone 13 Pro и Pro Max. Примечательно, что большинство владельцев iPhone 11 Pro Max покупали iPhone 13 Pro Max.
VPN
Февраль-март 2022 — количество людей, которые хотя бы 1 раз использовали VPN, увеличилось на 189% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Количество людей, которые регулярно подключают VPN, выросло на 197%.
Поездки
С 24 февраля 2022 года из РФ уехало 260 413 человек. На момент исследования они находились за границей продолжительное время, либо после отъезда удалили сим-карту из мобильного устройства.
В среднем после выезда из России проходило 35 дней.
С 24 февраля по 7 апреля 2022 года число иностранных сим-карт (Украина) увеличилось на 86% на территории РФ.
Май 2022
В мае этого года из РФ уехало 236 569 человек. Это больше, чем в прошлом году — тогда показатель был равен 163 887 человек. Рост составил +44%.
В среднем после отъезда из России проходило 24 дня.
Топ-5 стран, где находились люди, уехавшие из РФ на длительный срок в мае 2022 года: Турция, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Армения.
Аналогичный топ-5 в мае 2021 года выглядел так: Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Армения.
Что касается поездок в целом:
Топ-5 стран в мае 2022 года: Беларусь, Турция, Казахстан, Абхазия, Узбекистан.
Топ-5 стран в мае 2021 года: Украина, Беларусь, Казахстан, Абхазия, ОАЭ.
Хотите узнать, что происходит в вашей отрасли? МТС Исследования проведут анализ по вашему запросу: составят профиль аудитории, изучат конкурентов, оценят эффективность рекламных кампаний. Подробнее на странице МТС Исследований.