Рост и падение спроса в первой половине 2022 года: результаты исследований МТС

Рост спроса

События последних месяцев заставляют бизнес пересматривать стратегию развития. Решения приходится принимать быстро. Насколько они правильны, зависит от того, какими данными обладает компания.

Команда МТС Исследований изучила, как менялось поведение потребителей в популярных категориях товаров и услуг с февраля по май 2022 года, и сравнила показатели с аналогичными периодами прошлого года. Публикуем результаты в этом материале.

Содержание статьи. Какие категории представлены
  1. Одежда и обувь
    1.1. Одежда и обувь (магазины временно приостановили работу в России)
    1.2. Одежда и обувь (российские магазины)
  2. Продукты (супермаркеты)
  3. Электроника (интернет-магазины)
  4. Мобильные устройства
  5. VPN
  6. Поездки

Одежда и обувь

Февраль-март 2022
В этот период наблюдался рост на 10% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — рост на 6%.
Общее количество чеков — снижение на 3%.

28 февраля — 6 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 11%.
Сумма покупок выросла на 15%.

Май 2022
В мае ситуация улучшилась. Общая сумма покупок выросла на 39% по сравнению с прошлым годом.
Общее количество чеков увеличилось на 34%.
Средний чек тоже вырос, но всего на 4%.

Пиковые значения отличались от аналогичного периода 2021 года. Если тогда пиковый спрос пришёлся на середину месяца, в 2022 году — на начало и конец мая. 

Больше всего покупали в мае 2022 года женщины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Средний чек в этой группе составил 3 500 рублей.
Чуть меньше тратили на покупки (средний чек 2 400 рублей) женщины этого же возраста с доходом 45–75 тыс. рублей.
Год назад ситуация была иной — и по доходу клиентов, и по сумме трат. В 2021 году женщины 35-44 лет с доходом 20–30 тыс. рублей и 45–75 тыс. рублей были лидерами по покупкам, средний чек варьировался с 1 200 до 1 600 рублей.
Второй по активности группой в 2021 году стали мужчины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Здесь средний чек составил 2 150 рублей.

Одежда и обувь (магазины временно приостановили работу в России)

Февраль-март 2022 — снижение среднего чека на 7% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — снижение на 42%.
Общее количество чеков — падение на 45%.

28 февраля — 6 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 32% по сравнению с прошлой неделей 2022 года.
Сумма покупок выросла на 24%.

С 7 марта 2022 года — резкий спад по всем показателям, в том числе по сравнению с 2021 годом.

Май 2022
Приостановка работы на территории Российской Федерации продолжила оказывать влияние на доходы магазинов. В мае 2022 года общая сумма покупок и количество чеков упали на 99%. При этом средний чек показал рекордный рост — на 152% по сравнению с маем 2021 года.

В конце месяца — небольшое увеличение спроса на одежду и обувь. Возможно, это связано с тем, что некоторые магазины возобновили работу в России.

Лидером по количеству покупок в мае 2022 года стали женщины 45-54 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Средний чек в этой категории — 10 900 рублей. Чуть меньше тратили на покупки женщины 35-44 лет с аналогичным доходом, их средний чек составил 8 800 рублей.

В мае прошлого года лидером по покупкам была вторая группа — женщины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. При этом средний чек был вдвое скромнее — всего 3 600 рублей.

Одежда и обувь (российские магазины)

Февраль-март 2022 — рост среднего чека на 30% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — падение на 13%.
Общее количество чеков — меньше на 33%.

28 февраля — 6 марта — резкий рост среднего чека на 23%.
Количество чеков сократилось на 15%.
Сумма покупок выросла на 4%.

7 — 13 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 13%.
Количество чеков выросло на 15%.
Сумма покупок стала больше на 30%.

Май 2022
В этом году в российских магазинах наблюдался рост среднего чека на 33% по сравнению с 2021 годом. При этом общая сумма покупок снизилась на 13%, а количество чеков упало на 16%.
Пиковые продажи в прошлом году пришлись на середину мая, после чего наблюдалось снижение.
В 2022 году тенденция иная — в мае происходило плавное увеличение количества чеков.

Лидировали по количеству покупок в мае женщины 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей. Средний чек составил 3 200 рублей. Женщины того же возраста с меньшим доходом 45–75 тыс. рублей тратили на покупки чуть меньше — средний чек оказался на уровне 2 500 рублей.
В прошлом году лидерство по покупкам принадлежало женщинам 35-44 лет с доходом 45–75 тыс. рублей. Средний чек был равен 2 000 рублей.

Продукты (супермаркеты)

Февраль-март 2022 — рост среднего чека на 8% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — повышение на 1%.
Общее количество чеков — снижение на 7%.

28 февраля — 6 марта — пиковый рост спроса.
Средний чек увеличился на 10% по сравнению с прошлой неделей.
Сумма покупок выросла на 11%.

7 — 13 марта — спрос на уровне предыдущей недели. С 14 марта наблюдалось падение спроса.

Май 2022
Рост среднего чека в мае составил 12% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Общая сумма покупок — повышение на 13%.
Общее количество чеков не изменилось.

И в 2021-м, и в 2022 году наблюдалась небольшая тенденция на снижение среднего чека. Недельные изменения по сумме покупок и количеству чеков колебались на уровне плюс-минус 2%. 

Лидером по количеству чеков стали женщины 65+ лет, доход которых — 10–20 тыс. рублей в месяц. Средний чек равен 518 рублей в 2022 году, в то время как в прошлом году он был ниже — 481 рубль.
Лидером по среднему чеку стали мужчины 65+ лет с доходом более 150 тыс. рублей. На втором месте — мужчины 55-64 лет с тем же уровнем дохода.
Первое место по сумме покупок и в прошлом, и в этом году принадлежит мужчинам 35-44 лет с доходом 75–150 тыс. рублей.

Электроника (интернет-магазины)

Февраль-март 2022 — интерес к электронике вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Количество посещений страниц в разделе «Электроника» на сайтах увеличилось на 38% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.

Мобильные устройства

Февраль-март 2022 — покупатели меняли устройства на 5% чаще по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году.
Большинство тех, кто пользуется Android, переходили на новые телефоны той же модели.
Владельцы iOS почти всегда покупали более новую модель устройства.

Чаще всего склонны менять телефон владельцы iPhone7 — они выбирали модели iPhone 11, iPhone 13 и iPhone 12 (первым указан самый популярный телефон). Второе место по покупкам принадлежит владельцам iPhone 11, которые отдавали предпочтение iPhone 13, реже интересовались iPhone 13 Pro и Pro Max. Примечательно, что большинство владельцев iPhone 11 Pro Max покупали iPhone 13 Pro Max.

VPN

Февраль-март 2022 — количество людей, которые хотя бы 1 раз использовали VPN, увеличилось на 189% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Количество людей, которые регулярно подключают VPN, выросло на 197%.

Поездки

С 24 февраля 2022 года из РФ уехало 260 413 человек. На момент исследования они находились за границей продолжительное время, либо после отъезда удалили сим-карту из мобильного устройства.

В среднем после выезда из России проходило 35 дней.

С 24 февраля по 7 апреля 2022 года число иностранных сим-карт (Украина) увеличилось на 86% на территории РФ.

 

Май 2022
В мае этого года из РФ уехало 236 569 человек. Это больше, чем в прошлом году — тогда показатель был равен 163 887 человек. Рост составил +44%.
В среднем после отъезда из России проходило 24 дня.

Топ-5 стран, где находились люди, уехавшие из РФ на длительный срок в мае 2022 года: Турция, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Армения.
Аналогичный топ-5 в мае 2021 года выглядел так: Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Армения.

Что касается поездок в целом:
Топ-5 стран в мае 2022 года: Беларусь, Турция, Казахстан, Абхазия, Узбекистан.
Топ-5 стран в мае 2021 года: Украина, Беларусь, Казахстан, Абхазия, ОАЭ.


 

Хотите узнать, что происходит в вашей отрасли? МТС Исследования проведут анализ по вашему запросу: составят профиль аудитории, изучат конкурентов, оценят эффективность рекламных кампаний. Подробнее на странице МТС Исследований.

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях, баннеры,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонБаннерная рекламаРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSБлогСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика