Попадание сайта в топ поисковой выдачи во многом зависит от поведенческих факторов. Как долго человек находится на странице, переходит ли по ссылкам, кликает ли на статью, когда видит её в Яндексе или Google. Эти и другие показатели важно анализировать, чтобы понимать, как сделать сайт привлекательнее для пользователя. Рассмотрим подробно поведенческие факторы на сайте и способы их улучшить.
- Что такое поведенческие факторы
- Виды поведенческих факторов
2.1. Внутренние поведенческие факторы
2.2. Внешние поведенческие факторы - Как собирать информацию о поведенческих факторах
- Как улучшить поведенческие факторы
Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы – это показатели, которые используются для анализа взаимодействия пользователя с сайтом. Они помогают понять, удобен ресурс или нет, находят ли посетители нужную для себя информацию или нет.
Поведенческие факторы влияют на ранжирование сайта. Чем больше пользователей заходят на ресурс и остаются там, чем дольше они изучают страницы – тем выше сайт поднимается в поисковой выдаче. Алгоритмы делают вывод, что проблемы посетителей успешно решаются. В ином случае сайт ожидает понижение рейтинга.
Виды поведенческих факторов
По способу взаимодействия посетителей с сайтом различают факторы:
- Внутренние – показатели для анализа поведения на самом сайте;
- Внешние – индикаторы поведения на странице поисковой выдачи, до попадания пользователя на сайт.
Внутренние поведенческие факторы
- Посещаемость
Чем больше людей приходит на сайт, тем выше он поднимается в поиске. При этом нужно учитывать влияние других показателей. Ресурс может привлекать много посетителей благодаря хорошо составленному сниппету. Но если страница не содержит нужного ответа и будет много отказов – сайт понизят в выдаче.
- Отказы
Человек зашёл на страницу, пробыл там менее 15 секунд, не стал заходить в другие разделы и покинул сайт – это засчитается «Яндекс.Метрикой» как отказ. Однако событие можно отрегулировать – например, изменить продолжительность визита в системе аналитики. В Google Analytics за отказ принимается посещение только одной страницы. То есть на показатель не нужно обращать внимание, если у вас лендинг, а не многостраничный сайт.
- Время, проведённое на сайте
Чем дольше пользователь остаётся на ресурсе, тем лучше. Это значит, что информация на сайте соответствует запросу и изложена в удобном виде. Поисковая система это понимает – и повышает сайт в выдаче.
Однако задержать пользователя может и слишком сложная структура ресурса. Это также учитывается системой. Поэтому оптимальное время на сайтах разной тематики считается по-разному.
- Глубина просмотра
Показатель означает количество страниц, которые посетитель просмотрел за одну сессию. Если их много, можно судить о востребованности и полезности контента на сайте. На глубину просмотра также влияет юзабилити и навигация. Пользователь может долго переходить со страницы на страницу, но практически не читать их. Значит, навигацию следует упростить, а качество контента – повысить.
- Действия на сайте
Активное взаимодействие с ресурсом положительно оценивается поисковыми системами. А маркетологу даёт понимание, какие элементы сайта работают, а какие нужно улучшить. Сюда относятся целевые действия (добавление в корзину, клики на кнопку заказа), клики по ссылкам, заполнение формы. Также данные для анализа можно получить, если проследить путь клиента и посмотреть на тепловую карту кликов.
Внешние поведенческие факторы
- Кликабельность сниппета
Анонсу страницы следует уделить особое внимание. Чем лучше он соответствует запросу, тем быстрее пользователь перейдёт на сайт, чтобы ознакомиться с подробной информацией. На позиции сайта влияют и быстрые ссылки в сниппете – по ним переходят в ключевые разделы сайта.
- Возврат в поисковую выдачу
Есть несколько причин такого поведения. Контент может не соответствовать запросу. А может соответствовать, но быть неинтересным. Или сайтом просто сложно пользоваться.
- Прямые заходы
Здесь люди целенаправленно выбирают ваш сайт. Возможно, они ваши постоянные клиенты и помнят URL страницы. Или узнали URL, а потом добавили его в закладки.
- Брендовые запросы
Упоминание в запросах названия вашей компании или продукта положительно влияет на поисковую выдачу. Большое количество таких запросов говорит о доверии клиентов, удовлетворенности качеством услуг и популярности бренда.
- Трафик из других источников
Переходы из внешних ресурсов повышают привлекательность сайта с точки зрения поисковых систем. Причём трафик может идти и со сторонних сайтов, и с ваших платформ, соцсетей и рассылок.
Как собирать информацию о поведенческих факторах
Получить данные о поведении пользователей можно из нескольких источников:
- Системы аналитики
«Яндекс.Метрика» и Google Analytics собирают данные о посещениях и активности пользователей с помощью счётчиков, которые вы устанавливаете на сайт. Данные в обезличенном виде предоставляются в отчётах. Выберите нужный период – система построит наглядный график для анализа. Можно посмотреть тепловую карту кликов и карту ссылок – узнать, на каких элементах задерживается пользователь и куда переходит.
- Браузеры
У Яндекса и Google есть свои веб-браузеры, которые фиксируют поведение пользователя в поисковой системе, на основе cookies и истории посещений определяют его интересы. У Яндекса это «Яндекс.Браузер», у Google – Chrome.
- Расширения и плагины
Узнать о поведении пользователей помогут и дополнительные модули, которые расширяют функционал программного обеспечения.
Как улучшить поведенческие факторы ранжирования
После анализа поведенческих факторов вы будете знать, что на ресурсе требует доработки. Рассмотрим несколько решений, которые позволят улучшить взаимодействие пользователя с сайтом.
1. Уделите внимание качеству контента.
На оценку посетителя сайта влияет и внешний вид страниц, и внутреннее наполнение.
Текст должен исчерпывающе отвечать на вопросы и не содержать воды. Упростят понимание контента дробление на абзацы и выделение ключевых мыслей жирным шрифтом или подчёркиванием.
Что касается дизайна, то перегруженность будет отпугивать посетителей. Оставляйте пустое пространство на странице, чтобы акцентировать внимание на текстовых блоках. Учитывайте сочетаемость цветов и их значение в маркетинге.
Полезно добавить внутренние ссылки, которые удержат посетителя на сайте. Если включаете ссылки на другие источники, последние должны обладать авторитетом у поисковых систем.
2. Работайте с SEO-показателями.
Актуализируйте семантическое ядро сайта – набор ключевых фраз, которые приводят целевых посетителей. Ключевые слова должны соответствовать запросам пользователей. Иначе, если человек не найдёт ответа, он быстро покинет страницу, а это заметят поисковые системы. Добавьте низкочастотные и среднечастотные запросы в семантическое ядро. По ним легче попасть в топ, а посетитель, который перейдёт по такому конкретному запросу, с большей вероятностью получит нужную информацию.
Чтобы увеличить кликабельность сниппета, сделайте URL простым и коротким, исключите стоп-слова. Ключевые фразы поместите в начале тега title, который должен быть уникальным для каждой страницы сайта. Теги title и description не делайте идентичными. Привлекательность сниппета увеличивается и за счёт быстрых ссылок на основные разделы сайта – но Яндекс и Google формируют этот список самостоятельно. Чтобы на это повлиять, работайте над структурой сайта и снижайте вес страниц, которые не желательно отображать в сниппете.
3. Увеличьте скорость загрузки сайта.
Если страница долго загружается, посетитель быстро её покинет. Большинство людей не будет ждать более 5 секунд – особенно если это новый для них ресурс, которому можно найти замену среди конкурентов.
Настройте скорость загрузки – например, уменьшите вес и размер изображений, оптимизируйте HTML-код. Адаптируйте сайт под мобильные устройства и разные браузеры.
4. Привлеките людей на сайт из других каналов.
Чем больше заходят на ваш сайт, тем больше поисковые системы вам доверяют. Куда можно добавить ссылки на свой ресурс:
- в блог – на разные страницы сайта;
- в сообщества в социальных сетях – чтобы люди продолжили читать полную версию статьи или перешли на страницу услуги;
- в email-рассылку – вести постоянных и лояльных клиентов на важные страницы;
- в каталоги и агрегаторы – чтобы к вам приходили потенциальные клиенты;
- в рекламный материал – например, в нативную публикацию на другом ресурсе.
Если трафик на сайте растёт, значит, вы добились цели – к вам перешли живые пользователи, которые могут превратиться в ваших клиентов.
Но если вы будете использовать недобросовестные методы продвижения, долгосрочный эффект будет обратным. Речь идёт о ситуации, когда боты имитируют реальные действия пользователей на сайте, например просмотры страниц, переходы по ссылкам. Алгоритмы поисковых систем отслеживают подобные действия. Если обнаруживается обман, то на сайт накладываются санкции – его позиция в поисковой выдаче понижается на продолжительное время. Так, в Яндексе это 8-12 месяцев после устранения нарушения. Вернуть рейтинг сайта будет непросто, поэтому лучше выводить ресурс в топ честными способами.
Анализ поведенческих факторов ранжирования позволит сделать сайт ещё более удобным и полезным для посетителя. А это повысит лояльность будущих и действующих клиентов и в перспективе поднимет сайт на первые строчки поисковых систем.