Чтобы ваш ресурс оказался на первых позициях поисковиков, его нужно оптимизировать. Обычно этим занимаются сторонние или штатные специалисты. Но если вы хотите сделать SEO-продвижение дешёвым, тогда выполняйте все работы по сайту самостоятельно.
В статье мы собрали минимум основных мероприятий — они требуются для корректной работы сайта и повышения доверия к вам поисковых систем. Этот минимум можно выполнить даже при нулевом бюджете.
- Технический аудит
- Внутренняя SEO-оптимизация
- Внешняя SEO-оптимизация
- Улучшение юзабилити
Технический аудит
Проверьте, нет ли на вашем сайте ошибок, и при необходимости исправьте их. Вот что нужно сделать в процессе технической оптимизации:
- подключитесь к «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console
С помощью вебмастеров вы увидите результаты индексации, ошибки на сайте, статистику поисковых запросов. Регистрация в этих двух сервисах качественно ускоряет попадание вашего домена в поисковики.
- установите «Яндекс.Метрику» и Google Analytics
Счётчики аналитики собирают данные по трафику. Они позволяют вам планировать рекламные кампании и отслеживать, какой канал продвижения работает лучше. Показывают, как ваш ресурс видят пользователи.
- создайте и настройте файл robots.txt
Поисковые роботы ищут этот файл в первую очередь. В нём указываются директивы — команды, которые разрешают или, наоборот, запрещают поисковику индексировать определённые страницы и разделы сайта. Если допустить ошибку в robots.txt, то в поиск попадут нежелательные страницы, а иногда и конфиденциальная информация ваших пользователей.
- сделайте карту сайта sitemap.xml
В этом XML-файле прописываются ссылки на все страницы ресурса. Таким образом, поисковик понимает, какие страницы может индексировать. Без sitemap.xml можно обойтись, но не всегда. Если у вас сложная структура сайта, вы часто обновляете много страниц или сайт только запустился — XML-файл необходим.
- настройте ЧПУ (человекопонятные URL)
Дёшево продвигать ресурс легче, если URL-адреса состоят из понятных слов. Это помогает людям ориентироваться на сайте, следовательно повышает к вам доверие поисковиков.
Оптимальная для пользователя длина URL — до 90 символов. Вместо пробелов между словами используйте дефисы. Подробную инструкцию по структуре URL читайте в справке Центра Google Поиска.

- исправьте битые ссылки
Битой называется ссылка, которая ведёт на несуществующую страницу (отображается с кодом ответа «404 Not Found»). Найти такие ссылки можно с помощью Google Search Console. Как исправить:
— вручную заменить битую ссылку на актуальную;
— или настроить 301 редирект — с битой на актуальную.
Внутренняя SEO-оптимизация
Контент помогает в раскрутке ресурса, поэтому его созданию нужно уделять особое внимание. Чтобы к вам приходили клиенты, тексты должны быть полезными и информативными. Но ещё в контент нужно добавлять ключи — слова и фразы, которые описывают тематику страницы. Благодаря им ваш сайт увидят поисковые роботы. А если ключи вписаны органично, его поднимут на верхние позиции в выдаче.
Что нужно сделать, чтобы наполнить сайт таким контентом:
- подберите ключевые фразы через «Яндекс.Wordstat»
Сначала подумайте, какие темы вы хотите осветить в блоге и по каким запросам вас будут находить пользователи интернета. Затем зайдите на «Яндекс.Wordstat» и проверьте:
— формулировки, которые вбивают в поисковую строку;
— частоту запросов.

Выберите запросы, по которым искали товары и услуги до 1 000 раз в месяц. По ним будет легче продвинуться в выдаче. Используйте эти ключевые фразы, чтобы написать контент для страниц сайта.
- пропишите теги title, description и h1
Роботы поисковых систем обращают внимание на эти теги в первую очередь. Из них становится понятно содержание страницы сайта.
Title — это заголовок страницы. Он отображается во вкладках, закладках браузера и в выдаче поисковика. Description — это краткое описание содержимого страницы, которое дополняет title.
Вот где находятся эти теги на странице поисковой системы:

Оптимальная длина title — 50-80 знаков, description — в пределах 150-200 знаков. Рассчитать длину можно с помощью встроенной функции в Word.
H1 — тоже заголовок, который влияет на ранжирование страницы. Но если title описывает всю страницу, то h1 — её текстовую часть. Цель h1 — мотивировать на прочтение статьи, приобретение товара или услуги. Его длина — до 50 знаков. Он должен присутствовать на каждой странице сайта, но только один раз.
Вот где находится h1 на странице:

Title и h1 пересекаются по смыслу и могут содержать одинаковые ключевые запросы. Но полностью совпадать не должны.
Включите в перечисленные теги ключевые фразы — подойдут как точные, так и неточные вхождения. Для экономии времени ограничьтесь оптимизацией основных посадочных страниц.
- напишите 3-5 статей в месяц
Регулярно обновляйте блог сайта. Так вы будете выводиться в поиске по новым ключевым фразам, а клиенту покажите, что ресурс живой. Если не можете заниматься созданием контента самостоятельно, закажите тексты у недорогого копирайтера с биржи.
Для блога достаточно статей небольшого объёма, 4 000 — 5 000 знаков с пробелами. Основное правило при написании текстов — контент должен отвечать на запросы вашей целевой аудитории.
Если темы статей пересекаются, и вы можете сослаться в одном материале на другой, сделайте это. Внутренняя перелинковка позволит лучше индексировать сайт.
Внешняя SEO-оптимизация
Дешевое продвижение подразумевает, что вы получаете ссылки на свой сайт естественным путём:
- оставляйте ссылки на тематических форумах
В обсуждениях часто поднимаются вопросы, на которых у вас может быть ответ. Например, вы написали статью на популярную тему. Укажите на неё ссылку, ответив на комментарии заинтересованных людей.
Другой вариант — создать тему в подходящем разделе и разместить ссылку там.
В обоих случаях вы можете качественно повысить интерес к своему ресурсу. Цена такого размещения — время, потраченное на поиск активных обсуждений на форуме.
- публикуйте посты в социальных сетях
Пишите о том, чем может помочь ваш сайт, на своей странице в соцсетях. Или в сообществах, если это бесплатно и разрешено правилами. Позовите на помощь коллег, друзей и знакомых — пусть разместят информацию у себя, а при возможности оставят ссылку в комментариях к постам.
- разместите адрес сайта в бесплатных каталогах и агрегаторах
Клиенты могут увидеть ваш сайт на этих ресурсах, а вы при этом потратите только время на размещение ссылки. Чем выше качество каталогов и агрегаторов, тем лучше.
Улучшение юзабилити сайта
Многое зависит от того, как видит ваш сайт пользователь, может ли он найти нужные кнопки, остаётся ли доволен при посещении ресурса.
- установите поиск по сайту
Помогите клиенту быстрее найти то, что ему нужно. Добавьте фильтрацию по категориям — это ещё больше упростит поиск.
- добавьте «хлебные крошки»
Покажите пользователю, где он находится относительно главной страницы. Если вы создали сайт на WordPress, добавить «хлебные крошки» можно с помощью плагинов Breadcrumb NavXT или Yoast SEO. Если сайт на Joomla, настройте модуль «Навигатор сайта».
- добавьте кнопку заказа звонка
Расположите её на видном месте. При вызове формы страница не должна перезагружаться. Спросите у клиента фамилию, имя и телефон — эти поля отметьте звёздочками как обязательные для заполнения. Можете оставить поле для комментария.

- настройте ошибку 404
Пользователь может попадать на страницы, которых нет — например, если ошибётся в символе в URL-адресе. Стандартная страница с ошибкой «404 Page Not Found» отпугивает посетителей. Поэтому её оформлением лучше заняться самому.
Вы можете сделать такую страницу полезной. Укажите ссылки на основные разделы сайта и объясните с помощью текста, что клиенту делать дальше.
- укажите контакты
Если у клиента возникнут вопросы, он должен иметь возможность с вами связаться. На отдельной странице разместите адрес, телефоны, email, режим работы и другую ключевую информацию, например карту проезда до вашего офиса. Помимо этого, телефон нужно разместить в шапке и подвале сайта — так вы сэкономите пользователю время на поиск связи с вами.
Не забудьте о юридической информации — ИНН / КПП / ОГРН. Эти данные также можно продублировать в подвале сайта.
Чтобы дёшево или за небольшую цену продвигать сайт, большинство мероприятий нужно проводить самостоятельно. Среди них — установка инструментов веб-аналитики, исправление ошибок в работе сайта, внутренняя и внешняя оптимизация. В статье перечислены только основные пункты SEO-продвижения, но их достаточно, чтобы сайт успешно индексировался поисковыми системами и качественно рос.