На решение человека о покупке влияет множество факторов. Это и качество товара, и цена, и наличие доставки, и то, как с клиентом поговорили в службе поддержки. Значение имеет и юзабилити сайта или приложения – удобно ли ресурсами пользоваться, легко ли найти нужный товар и оплатить его.
Рассказываем, как протестировать юзабилити сайта – самостоятельно и с помощью специальных программ.
- Что такое юзабилити
- Зачем оценивать юзабилити сайта
- Как правильно оценивать юзабилити
- Инструменты для оценки юзабилити сайта
4.1. Вебвизор
4.2. Google Оптимизация
4.3. UsabilityHub
4.4. Usabilla
4.5. GTmetrix
Что такое юзабилити
Юзабилити (англ. usability – «удобство использования») – это свойство сайта или приложения, которое помогает посетителю выполнять желаемое действие: покупать товар или услугу, находить нужный раздел, читать статью, связываться с владельцами продукта и т.д.
Если клиент получает желаемое, это увеличивает:
- время, которое он проводит на ресурсе;
- конверсию;
- вероятность, что клиент придёт ещё раз.

Следовательно, юзабилити-аудит – это комплексная проверка сайта или приложения на предмет того, понимает ли клиент, как ими пользоваться, и имеет ли техническую возможность это сделать. В аудит входит оценка навигации и структуры ресурса, текстового наполнения, дизайна, различных технических параметров.
Зачем оценивать юзабилити сайта
Когда продукт красиво упакован и интересно преподнесён, клиента легче мотивировать на покупку. Но иногда компании забывают, что товар не единственное, что нуждается в правильном оформлении. Площадка, с которой продают, также должна соответствовать определённым критериям. И главный из них – удобство для пользователя.
Бывает так, что ваш сайт сильно выделяет вас среди конкурентов. Подобрана цветовая гамма, которая цепляет целевую аудиторию. Найдены интересные решения по привлечению внимания: смена слайдов, анимационные элементы и т.д. Работает и SEO – вы получаете много органического трафика. Реклама тоже приносит клиентов.
Но количество заказов остаётся на низком уровне. Какие могут быть причины? Если клиентов устраивает цена, качество и внешний вид товара на этапе знакомства с продуктом, то, скорее всего, проблема в юзабилити. К примеру:
- У вас плохо налажена навигация по сайту. Следовательно, товар можно найти только из поиска Google и Яндекса. А если клиенту приходится делать дополнительное действие, ему легче уйти к конкуренту.
- Пользователь не замечает кнопку «Корзина», потому что вы не выделили её контрастным цветом или переместили с привычного верхнего правого угла.
- На этапе оформления заказа вы сделали обязательным поле, которое обычно можно пропустить. Люди прерывают покупку, если у них нет нужных данных или они не хотят их вводить.
При улучшении любого элемента сайта проверяйте, не добавляет ли изменение проблем вашим клиентам. Если сложности возникают, продажи будут падать.
Как правильно оценивать юзабилити
Что проверяют в процессе юзабилити-аудита:
- функционал сайта
Удобен сайт или нет, станет понятно, когда вы пройдёте путь пользователя. Воссоздать его можно самостоятельно. Для этого изучите меню, поиск по сайту, попробуйте попасть в нужный раздел, нажать на все кнопки. Если где-то выдаёт ошибку или вы попадаете не туда, куда требуется, будьте уверены – с этой проблемой столкнулись и пользователи.
- скорость загрузки
Если страница загружается дольше 3 секунд, высока вероятность, что клиент её покинет, так и не совершив целевого действия. При редких сбоях в работе сайта посетители более лояльны. Но если ошибки возникают постоянно, от вас будут уходить к конкурентам.
- дизайн
Цветовая гамма, стиль кнопок, размер изображений и текста, расположение блоков – всё это может как работать на повышение конверсии, так и отвлекать пользователя. Приведите визуальные и текстовые элементы к единообразию, чтобы клиентам было удобно. Это же поможет им запомнить ваш бренд среди аналогов.
- каналы коммуникации
Проверьте, есть ли на сайте и в приложении контакты вашей компании. Легко ли связаться со службой поддержки, и как она обрабатывает запросы клиентов. Оцените, получается ли с помощью текста и изображения на сайте продать товар.
Когда вы получите список недочётов, можно приступать к их устранению. Начинайте с тех, которые сильнее снижают конверсию.
Если вы не находите решение проблемы, посмотрите, как с задачей справились конкуренты.
Инструменты для оценки юзабилити сайта
Ниже вы найдёте список сервисов, которые помогут с юзабилити-аудитом.
1. Вебвизор
Вебвизор входит в инструментарий сервиса «Яндекс.Метрика». Он записывает в формате видео поведение пользователя на сайте, а именно:
- как перемещается курсор;
- как прокручиваются страницы;
- куда посетитель кликает;
- по каким ссылкам он переходит;
- какую текстовую информацию выделяет;
- как заполняет онлайн-форму.
Чтобы подключить Вебвизор, нужно:
1. Создать аккаунт Яндекс ID и войти в «Яндекс.Метрику».
2. В Метрике нажать кнопку «Добавить счётчик».
3. Задать основные настройки. Включить «Вебвизор, карта скроллинга, аналитика форм». Принять пользовательское соглашение.

4. На следующей странице выбрать способ установки кода счётчика. Нажать кнопку «Начать пользоваться».
2. Google Оптимизация
Этот инструмент предоставляется системой Google. С его помощью можно:
- проводить A/B-тестирование отдельных элементов сайта;
- проводить A/B-тестирование лендинга;
- настраивать персонализированное оформление лендинга.

Чтобы пользоваться Google Оптимизацией, понадобится:
1. Создать аккаунт в Google.
2. Получить доступ к коду сайта.
3. Установить на сайте счётчик Google Analytics.
4. Создать гипотезу для теста.
К примеру, вы можете проверить, будут ли чаще покупать на сайте, если поменять цвет кнопки «Заказать» или переместить её в другое место на странице.
3. UsabilityHub
Инструмент представляет собой онлайн-платформу, где владельцы продуктов могут получить анализ своего сайта или приложения от реальных пользователей. Среди них – дизайнеры, разработчики и тестировщики.

Есть несколько вариантов проверки юзабилити сайта и приложения:
- Тест пяти секунд
Пользователи сообщают о своём первом впечатлении от вашей страницы. Вы узнаёте, смогли ли донести основной смысл сайта через дизайн и контент.
- Анализ кликов
Тест позволяет увидеть, на какие ссылки нажимают первыми, достигают ли клиенты своих задач и сколько времени у них на это уходит.
- Анализ дизайна
С помощью аудита можно выяснить, что больше привлекает посетителя на странице, понимает ли он, какой продукт рекламируется. При этом опрос для участников можно сделать динамическим – они получат вопросы в зависимости от того, какие ответы дали ранее.
- Сравнительный тест
Участники выбирают один из нескольких вариантов логотипа, анимации, видео и т.д. Затем отвечают на вопросы, почему сделали такой выбор.
В тестировании могут участвовать как ваши клиенты, так и пользователи платформы.
Базовые тесты до 2 минут проводятся бесплатно. При этом доступны все 4 варианта тестов.
4. Usabilla
Сервис позволяет собрать реальные отзывы о работе вашего сайта и приложения, а также оценить эффективность email-рассылки. Благодаря данным с опросов вы понимаете, какие есть проблемы, и можете вносить необходимые улучшения.

У инструмента есть демо-версия. Можно бесплатно проверить юзабилити двух страниц на 10 людях. В дальнейшем цена за анализ рассчитывается индивидуально специалистами сервиса.
5. GTmetrix
Инструмент помогает анализировать скорость загрузки страниц.
Можно посмотреть, как быстро ваш сайт загружается на разных устройствах, в разных браузерах и в разных странах. По итогу предоставляется подробный отчёт с оценкой эффективности. Вы также получаете советы по улучшению скорости загрузки.

Если настроить уведомления, вам придёт оповещение, когда сайт будет работать медленно.
Бесплатно проанализировать можно только один URL-адрес. Другие тарифные планы включают полные отчёты и большее количество тестов.
Если вам кажется, что на сайте нет ошибок, и клиенты всем довольны, продажи могут сказать о другом. Проводите оценку юзабилити, когда внедряете новую функцию или хотите внести изменения в дизайн. Так вы получите точные данные и сможете принимать взвешенные решения по продукту.