Искусственный интеллект в маркетинге: подборка интересных кейсов

Пять лет назад искусственный интеллект (ИИ, artificial intelligence, AI) ассоциировался с чем-то сверхсложным и супердорогим. Но в последнее время ситуация изменилась. Многие компании, в том числе на рекламном и digital-рынке, начали активно использовать технологии на базе ИИ.

Искусственный интеллект в маркетинге

McKinsey спрогнозировал, что к 2024 году более 50% взаимодействий с пользователями будет дополнено AI-инструментами. И пока одни эксперты тревожатся, что нейросети заменят отдельных сотрудников и целые департаменты, другие активно используют искусственный интеллект для продвижения брендов и услуг. 

Собрали самые необычные кейсы применения ИИ в рекламе и маркетинге.

Содержание статьи
  1. Копирайтинг и тексты
  2. SMM
  3. Коммуникации
  4. Предиктивные модели и рекомендации
  5. Таргетинг
  6. Выводы

Копирайтинг и тексты

Одна из первых попыток заменить копирайтеров искусственным интеллектом произошла в 2018 году. Alibaba Group представила программу, которая создаёт описания продукции на китайском языке на основе имеющихся характеристик товара. Эта программа могла написать 20 000 строчек текста в секунду.

С тех пор технологии продвинулись вперёд. Искусственный интеллект научился дописывать статьи на любую тему, сохраняя связность и заданный стиль, а также создавать тексты с нуля — посты, обзоры, сценарии. А в декабре 2022 года компания OpenAI представила чат-бот ChatGPT. Он умеет вести осознанный диалог с человеком и даже писать стихи. Всего за месяц аудитория бота выросла до 100 млн, а один пользователь даже защитил диплом, написанный при помощи ChatGPT.

Представители российского бизнеса стали активно экспериментировать с этой технологией. Один из необычных кейсов — рассылка одной образовательной платформы. В начале 2023 года пользователи получили письма с заголовком «Нейронная сеть выбрала вас». В самом письме был стандартный текст с приглашением на мероприятие. В тексте была информация по теме мероприятия и призыв к действию.

Ничего необычного, кроме того, что рассылка была подготовлена с помощью искусственного интеллекта. Письмо было дополнено GIF-изображением: в нём было видно, какой именно запрос помог чат-боту создать текст рассылки. 

Применение искусственного интеллекта в маркетинге
Скриншот письма от образовательной платформы. Во всех письмах указано, что они созданы не руками автора, а нейросетью.

Статьи по теме:

SMM

Нейросети научились не только писать тексты, но и генерировать изображения, а также создавать музыку. Некоторые художники и дизайнеры неоднозначно восприняли эти нововведения и даже подали в суд на разработчиков. 

Тем времени маркетологи начали искать применение этим технологиям в бизнесе, в том числе в маркетинге. Интересный кейс — от производителя йогуртов EPICA. 

Компания передала создание всех изображений для постов и сторис в руки нейросетей DALL-E 2 и MidJourney. Эти программы способны создавать картинки на основе текстового запроса. В итоге в соцсетях бренда стал появляться яркий визуал, который привлекает внимание подписчиков. Также маркетологи EPICA используют нейросеть Mubert — она создаёт уникальное звуковое сопровождение для сторис.

Использование искусственного интеллекта в маркетинге
Футуристические пейзажи и йогурт с говорящей эмблемой. Источник: официальный аккаунт йогурта EPICA в VK
Искусственный интеллект в рекламе и маркетинге
Нейросеть в трендах, но сама за трендами не следит. Однако если сделать грамотный запрос, то можно получить героиню фильма с вашим продуктом в руках. Источник: официальный аккаунт йогурта EPICA в VK

Ещё среди запоминающихся кейсов — история от сервиса такси «Максим». В социальных сетях бренда появилась новость, что компания отказывается от услуг SMM-специалиста и полностью передаёт ведение соцсетей искусственному интеллекту. 

Технологии искусственного интеллекта в маркетинге
Соцсети в руки нейросетям, SMM-менеджера переквалифицировать в водителя. Источник: официальный аккаунт сервиса такси «Максим» в VK

Новость вызвала множество комментариев с опасениями и возмущениями. На самом деле всё это оказалось рекламной кампанией. Без грамотных запросов нейросеть пока не может создать что-то самостоятельно. Ироничные тексты в постах подтверждают, что SMM-щикам пока не стоит переживать: в ближайшее время искусственный интеллект не оставит их без работы. 

Искусственный интеллект в маркетинге примеры
По постам, которые присутствуют в соцсети, все равно понятно, что администратор существует. Источник: официальный аккаунт сервиса такси «Максим» в VK

Несмотря на то, что технологии развиваются быстро, генеративные модели часто выдают абсурдный текст или изображения с людьми, у которых десять пальцев на одной руке. Однако даже сейчас можно получить пользу от работы с ИИ. Креативный подход помогает несвязный текст от искусственного интеллекта превратить в необычную коммуникацию. 

Искусственный интеллект в маркетинге статья
Всего одно предложение в конце, а как заиграл, казалось бы, бессмысленный текст. Источник: официальный аккаунт сервиса такси «Максим» в VK

Статьи по теме:

Коммуникации 

Сегодня множество компаний переложили часть коммуникаций с клиентами на плечи искусственного интеллекта — чат-ботов. Пока что такие боты успешно обрабатывают в основном шаблонные задачи, но даже это помогает бизнесу оптимизировать затраты на персонал и быстрее решать проблемы покупателей. 

Один из примеров успешного применения технологии ИИ — робот Олег от Тинькофф. Он умеет синтезировать и распознавать речь, а также помогает при 80 видах типовых запросов от клиента. Нетиповые запросы переводятся на операторов. 

Похожий робот есть и у Сбербанка — он не только отвечает на шаблонные вопросы, но и ищет в базе данных решения для более сложных случаев. И только если бот не может понять, как ответить на вопрос, он передаёт клиента сотруднику службы поддержки. По утверждению компании, бот повысил скорость обработки обращений на 3%.

Статьи по теме:

Предиктивные модели и рекомендации

Предиктивная аналитика помогает работать с данными, выявлять тренды и после этого делать прогнозы и давать рекомендации. В основе этой технологии — искусственный интеллект и большие данные. 

МТС активно использует рекомендательные системы в своих цифровых сервисах. Пример применения этой технологии — интеллектуальная рекомендательная система в сервисе Строки от МТС. ИИ анализирует интересы читателей и создаёт для каждого пользователя персональную подборку. Благодаря этому подписчики Строк видят в предложениях книги и подкасты, которые могут быть им актуальны. По похожему принципу работают рекомендательные системы в сервисах Kion и МТС Music — всё для того, чтобы пользователи получали контент, которым им нравится.

Предиктивные модели также можно использовать для управления офлайн-продажами. Показательный кейс представила Carlsberg Group. Для контроля мерчандайзеров компания решила использовать AI-систему, которая анализирует:

  • достаточно ли представлен бренд в сравнении с конкурентом
  • правильно ли оформлена выкладка товаров
  • справляется ли сотрудник, ответственный за данную точку, со своей работой

По информации сотрудников Carlsberg Group, за полгода работы этой технологии продажи увеличились на 6%, операционные затраты упали на 6,6%, мотивация сотрудников повысилась, а ошибки из-за человеческого фактора сократились.

Таргетинг

Также технологии искусственного интеллекта можно использовать для поиска целевой аудитории. Например, с помощью платформы МТС Маркетолог вы получаете доступ к таргетингам, в основе которых Big Data МТС и технологии искусственного интеллекта. Наши таргетинги позволяют показывать рекламу активным абонентам МТС, которым с большой вероятностью будут интересны продукты или услуги вашей компании. 

В личном кабинете МТС Маркетолога доступно 250 готовых сегментов по интересам — они сформированы командой Big Data на основе обезличенных и агрегированных данных об онлайн и офлайн-активностях абонентов. 

Если компания работает в узкой нише, то она может самостоятельно или с помощью специалистов платформы создать собственный сегмент на основе той же Big Data. 

Получить доступ к сегментам от Big Data МТС легко — если хотите настраивать рекламу и создавать сегменты самостоятельно, вам нужно войти в личный кабинет на сайте МТС Маркетолога. Если у вас большой бюджет или сложная задача — оставьте заявку на сайте. Мы проанализируем ваш запрос, предложим подходящие инструменты и всё настроим под ключ.

Статьи по теме:

Выводы

С каждым днём мы видим всё больше примеров применения искусственного интеллекта в маркетинге. Исследователи ВШЭ говорят о том, что к 2025 году значительную часть маркетологов заменит ИИ, а Unbounce утверждает, что использование искусственного интеллекта — это хороший шанс для малого бизнеса достичь высокой эффективности маркетинговых кампаний. 

Однако кейсы из нашей статьи скорее свидетельствуют в пользу того, что дизайнерам, копирайтерам или маркетологам пока рано переживать. В ближайшие годы они вряд ли останутся без работы из-за ИИ. Тем не менее всем, кто работает в digital, будет полезно глубже познакомиться с новыми технологиями и их возможностями. Интеграция искусственного интеллекта в рабочие процессы может принести много пользы.

Запустить рекламу в МТС Маркетологе

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSМедиаСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика