Ежедневно на сайт заходят пользователи, от которых бизнес ожидает конверсионных действий. Чтобы повысить их число, проект улучшают: добавляют новые продукты, меняют дизайн страниц, актуализируют содержание на сайте. Но иногда это приводит к противоположному результату, если перед внедрением изменений не проводить A/B-тестирование.
Разбираемся, как именно A/B-тесты помогают развивать бизнес и делимся инструкцией по их проведению.
- Что такое A/B-тестирование
- Зачем нужно проводить A/B-тест
- Как A/B-тестирование влияет на бизнес
- Как провести A/B-тестирование
Что такое A/B-тестирование
A/B-тестирование (или сплит-тестирование) — это метод маркетинга, с помощью которого можно проверить эффективность гипотезы. К примеру, вы хотите изменить цвет кнопки «Оформить заказ», чтобы увеличить количество покупок. Для этого одной группе пользователей показываете страницу с кнопкой цвета A, другой группе — страницу с кнопкой, окрашенной в цвет B. Оставляете на сайте ту, на которую пользователи реагируют лучше.
A/B-тесты проводят, когда хотят изменить элементы на многостраничном сайте или лендинге, запустить наиболее результативную рекламную кампанию, повысить показатели рассылок.
Что можно улучшить после эксперимента:
- дизайн и текст на кнопках с призывом к действию;
- внешний вид страницы или письма;
- структуру страницы;
- количество и качество текста на сайте, в письме, в объявлении;
- название ссылок и т.д.
Зачем нужно проводить A/B-тест
Увеличение конверсий невозможно, если вы ничего не меняете на сайте. Хотите, чтобы больше клиентов становилось вашими постоянными покупателями, — сделайте так, чтобы сайтом было удобно пользоваться. Дизайн страницы, фотографии товаров, tone of voice описаний также влияют на длительность нахождения на ресурсе и на количество покупок.
Помните, что меняются и тренды. Посетители быстро привыкают к новому оформлению, если оно отражает их ритм жизни и ценности. В борьбе за клиента проигрывают те, кто не хочет адаптироваться и разговаривать с пользователями на одном языке.
Провести A/B-тестирование нескольких элементов выгоднее, чем полностью переделывать структуру и внешний вид страницы без понимания, как это повлияет на поведение посетителей. Между тем инструмент помогает оптимизировать воронку продаж и повысить лояльность клиентов.
Как A/B-тестирование влияет на бизнес
Сплит-тесты становятся инструментом для решения нескольких задач:
1. Устранить препятствия на пути к покупке.
На сайт попадают несколько видов посетителей. Некоторые готовы сразу сделать заказ, потому что не раз пользовались вашими услугами. Другим надо время на изучение информации о товарах. Если что-то на ресурсе не работает, например медленно грузится страница, из-за дизайна приходится напрягать глаза или потенциальный клиент долго ищет нужную кнопку — тогда он покинет сайт без покупок.

2. Улучшить показатель возврата инвестиций (ROI).
Каждая компания стремится к тому, чтобы уменьшить расходы, а прибыль — увеличить. Этого можно добиться за счет увеличения качества трафика на сайте. Чем релевантнее содержание страницы запросам пользователей, тем больше нужных бренду людей будут попадать на сайт и покупать продукты.
3. Снизить показатель отказов.
Есть много причин, из-за которых посетители покидают сайт. Кто-то передумал делать заказ, кого-то отвлекли другие задачи, третьему не понравились цены, четвертому нужна доставка в отдаленный регион, которую может предложить только ваш конкурент. Удержать всех пользователей не получится. Однако уменьшить их отток — вполне. Для этого сделайте сайт удобным для них и подумайте, как улучшить контент.
4. Уменьшить риски при масштабных изменениях.
Пользователи могут негативно отреагировать на редизайн страницы или целого сайта, особенно если изменения резкие. С помощью A/B-тестов можно проверять их реакцию и готовить к редизайну постепенно. Например, в течение полугода передвигать кнопку «Купить» из левой части страницы в правую, чтобы пользователи привыкли и не тратили время на поиск конверсионного элемента.
5. Усовершенствовать дизайн страницы.
Будь это перестановка блоков, изменения цветовой гаммы или полноценный редизайн — гадать, как отреагирует аудитория, не придется. A/B-тесты помогут собрать поведенческую статистику и остановиться на том, что не приведёт к падению конверсий.
Как провести A/B-тестирование
Задумали вы изменить элемент на сайте или узнать, какой рекламный баннер привлечёт больше аудитории — во всех случаях подойдёт следующий алгоритм действий:
1. Сформулируйте гипотезу.
Подумайте, какой результат вы хотите получить, и чётко сформулируйте его.
К примеру, фраза «Сделать дизайн более цепляющим» не подходит в качестве гипотезы — она слишком размыта. Другое дело, когда вы прописываете, почему, что и как меняете: «Если переместить кнопку в верхний правый угол страницы, то конверсия повысится в два раза». В процессе A/B-теста вы либо сможете подтвердить гипотезу, либо опровергнете её.

Если вы одновременно поменяете цвет кнопки и её местоположение, то не поймёте, почему пользователи среагировали лучше или хуже. Выполняйте изменения последовательно, чтобы не потратить зря время и бюджет.
2. Установите продолжительность тестирования.
Длительность A/B-теста зависит от цели и объёма аудитории. Обычно, если речь идёт о небольших изменениях, гипотезу проверяют минимум две недели — это позволяет собрать достаточно данных для анализа и понять, как люди ведут себя в разные дни недели. Если же выборка большая или изменения масштабные, то время теста может увеличиться до нескольких месяцев.
Останавливать тест можно, если одновременно:
- вы получили статистически значимые результаты;
- прошло столько времени, сколько в среднем необходимо новым клиентам, чтобы пройти все этапы воронки — от знакомства с продуктом до его покупки.
3. Выберите аудиторию для теста.
Определите параметры группы, которая будет участвовать в эксперименте. Например, это могут быть все пользователи вашего сайта или только из одного региона. В этой группе часть людей будет видеть версию А (контрольная группа), другая — версию B (экспериментальная группа).

Затем высчитайте минимальный размер выборки — для этого воспользуйтесь калькулятором. Там же можно узнать количество дней, необходимые на тест.
4. Проведите тест и оцените результаты.
Убедитесь, что все работает, и приступайте к A/B-тестированию. Можете воспользоваться следующими инструментами:
- Omniconvert — для малого бизнеса, есть бесплатный тариф.
- Optimizely и AB Tasty — для крупных ресурсов с большим трафиком.
- Varioqub — новый инструмент от Яндекса, интегрирован с Метрикой.
После окончания эксперимента соберите результаты, проверьте их статистическую значимость. Версию, которая показала себя лучше, внедрите на свой ресурс.
Если вы хотите получать больше конверсий, время от времени вам потребуется проводить A/B-тестирование. Это позволит не только сэкономить на оптимизации сайта или приложения, но и поможет лучше узнать аудиторию.