6 советов, как улучшить ваш Telegram-бот

Рассказываем, как сделать чат-бот в Telegram полезным для бизнеса. Советы от экспертов по конвертированию аудитории в клиентов.

Чат-бот в Telegram — это встроенная в мессенджер программа, которая может отвечать на запросы пользователей по заранее созданному сценарию. Чат-боты умеют поддерживать диалог, собирать обратную связь, принимать заказы и напоминать о доставках, публиковать и оформлять посты. Чтобы запустить Telegram-бот, не обязательно знать программирование — настроить этот инструмент можно самостоятельно с помощью no-code сервисов.

Рассказываем, как создать чат-бот в Telegram, чтобы он приносил пользу бизнесу. А ещё делимся советами экспертов о том, как можно улучшить бот, чтобы он конвертировал целевую аудиторию в клиентов.

Теперь создать Telegram-бот можно прямо в личном кабинете МТС Маркетолога. Автоматизируйте бизнес-процессы, создайте воронку продаж в Telegram или отправляйте целевой аудитории персонализированный контент.

Акция: настройте свой первый Telegram-бот и получите 1 000 бесплатных сообщений на 14 дней.

Узнать больше о конструкторе ботов

Содержание
  • Какие бывают боты в Telegram
  • 3 главных правила при создании бота в Telegram
  • Интегрируйте Telegram-бот с вашей CRM
  • Дайте возможность пообщаться с менеджером
  • Отслеживайте поведение пользователей внутри бота
  • Делайте больше контента с живыми людьми
  • Попробуйте превратить свой бот в персонажа
  • Не перегружайте бот сложными механиками и сценариями

Какие бывают боты в Telegram

Как показывает практика, если бот — это основной канал коммуникации с клиентами, то пользователи активно откликаются на общение с ним. Какие есть боты для Telegram:

  • Диалоговые — отвечают на типовые вопросы с помощью прописанных сценариев. Таких помощников подключают для обработки популярных запросов — например, узнать о скидках, напомнить адрес и время работы компании. 
  • Администраторские — помогают в ведении Telegram-канала или чата. Боты-администраторы способны собирать данные о посещаемости, публиковать посты, добавлять к ним интерактивные элементы, фильтровать спам. 
  • Продающие — аналоги онлайн-каталогов. Бот-витрина даёт пользователям возможность выбрать нужный продукт и внести оплату, не выходя из мессенджера.
  • Инструментальные — дополняют мессенджер новыми опциями. Например, с помощью такого бота пользователь может отслеживать в Telegram информацию о статусе заказа или получать напоминания об оплате.
  • Поисковые — ищут различный медиаконтент.
  • Развлекательные — предлагают пользователям квесты, викторины, подборки мемов.
Боты для телеграма
Пример продающего чат-бота для заказа пиццы

3 главных правила при создании бота в Telegram

Чтобы бот принёс пользу бизнесу, нужно соблюдать три ключевых правила:

1. Решайте проблемы целевой аудитории.

Например, ваши клиенты — женщины от 30 до 45 лет с детьми младшего возраста. Вы можете им предложить контент про развивающие игры. А если целевая аудитория — потенциальные клиенты автосервиса, чат-бот в Telegram можно превратить в калькулятор, который рассчитает стоимость заказа с учётом бонусов и скидок.

Чат бот телеграм
Для пользователей, которые хотят приобрести подписку МТС Premium, создан отдельный бот в Telegram — он помогает больше узнать об услуге и сразу подключить её.

2. Используйте интерактивы.

Большинство интернет-пользователей любят интерактивные механики: игры, тесты и опросы. Вы можете создавать такие интерактивы на базе бота в Telegram: это повысит лояльность пользователей и вовлечёт их в коммуникацию. 

Также подобные форматы позволяют больше узнать о вашей аудитории, сегментировать её и предоставить персонализированный контент.

3. Вовлекайте в коммуникацию с брендом.

Внутри бота можно предусмотреть призывы к действию. Например, предлагать подарки, промокоды, за ответы на вопросы или участие в активности от компании.

Как создать бота в телеграм
В рамках рекламной кампании онлайн-кинотеатра KION, в боте МТС можно было пройти небольшой тест на знание фильмов и получить скидку на подписку.

Читайте также:

Какие ещё есть способы повысить эффективность бота, спросили у экспертов.

Интегрируйте Telegram-бот с вашей CRM

Чат-боты можно интегрировать с системами управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Есть два способа это сделать:

  • Первый — через автоматические уведомления о событиях, которые называются веб-хуки. В этом случае в чат-бот добавляют программный код, который отслеживает действия пользователя и передаёт данные об этом в CRM. Например, если человек заполняет и отправляет форму заказа.
  • Второй вариант — встроить чат-бот напрямую в CRM. Как правило, для этого в настройках системы предусмотрена кнопка интеграции с Telegram.
Интеграция чат-ботов с CRM закрывает сразу несколько задач. Во-первых, это упрощает аналитику по клиентам, которые пришли из бота. Во-вторых, контактные данные потенциальных клиентов сразу попадают в вашу IT-систему. И в третьих, автоматизированный сбор информации о лидах поможет избежать перегрузки CRM-системы неэффективными данными
Никита ПанаскоОснователь маркетингового агентства VKUSNO
Боты позволяют значительно разгрузить менеджеров по продажам. Например, боту можно доверить сбор первичной информации от клиентов — данные будут автоматически попадать в CRM. Также можно настроить напоминания для клиентов, которые не совершили покупку и взяли время «на подумать». Им можно предложить дополнительную скидку
Валерия СливкаПредставитель отдела внешних коммуникаций в рекламном BTL-агентстве «АЛИДИ Продвижение»

Дайте возможность пообщаться с менеджером

Изучив информацию в боте, многие клиенты хотят обсудить свои потребности и задачи с сотрудником компании. Можно добавить соответствующую кнопку сразу в главное меню либо уже где-то в конце сценария. Так, в боте МТС Маркетолога 30% пользователей сразу кликают на кнопку службы поддержки. Это позволяет не терять клиентов, которым важен персонализированный подход.

Бот телеграм информация
В боте МТС Маркетолога можно сразу «позвать менеджера». Для этого нужно выбрать кнопку «Консультация специалиста». Бот собирает первичную информацию, и затем в ближайшее время прямо в окне мессенджера отвечает менеджер МТС Маркетолога. 

Юридический маркетолог Ольга Кондакова автоматизирует с помощью бота приветствие и переход к меню услуг. Тогда как конкретные запросы пользователей уже обрабатывает человек.

Моя аудитория контактирует с ботом ежедневно. ИИ на 100% закрывает задачу по быстрому взаимодействию с подписчиком на старте. После отправки приветственного сообщения к переписке подключается человек. Дело в том, что в юридической практике аудитория (юристы и адвокаты) выше всего ценят персонализированный подход
Ольга КондаковаЮридический маркетолог

Отслеживайте поведение пользователей внутри бота

Большинство платформ для создания ботов даёт возможность отслеживать поведение пользователей. В первую очередь — соотношение аудитории, которая проходит разные этапы взаимодействия с ботом. Ещё один ключевой показатель успешности бота — «доходимость» до конца диалога с мини-программой. 

Co-founder чат-бота для управления внутренними коммуникациями LikaOne Глеб Синев рассказал, что для анализа также можно использовать и внешние инструменты. Например, сгенерированные в Google Analitics пиксели и счётчики «Яндекс.Метрики» — и то, и другое добавляют в настройки статистики бота.

В компании Dbrain мы с командой сделали кейс с известной пиццерией. Клиенты могли отправить фотографию пиццы в бот и получить оценку, насколько качественно она приготовлена. С помощью компьютерного зрения это легко определить по цвету и корке теста. Мы решили сразу несколько задач: получили интересный PR-кейс, а ещё смогли проверить гипотезу, что с помощью машинного обучения можно повысить качество продукта на производстве, если расположить камеру с данной технологией на кухне
Подсчёт статистики сделали так: при каждом действии в боте (отправленный файл или клик по кнопке) сохранялось событие, а итоговые данные появлялись в аналитическом дашборде
Глеб СиневCo-founder чат-бота для управления внутренними коммуникациями LikaOne

По словам Евгения Картухи, специалиста по чат-ботам и автоворонкам в мессенджерах и соцсетях, компании важно мониторить, сколько человек:

Многие конструкторы ботов показывают достаточно подробную аналитику. Например, с какого источника трафика перешёл пользователь или сколько пользователей, например из источника А, Б и С, оставили свои контактные данные. Также можно проследить, сколько из тех, кто ранее взаимодействовал с ботом, воспользовалось им ещё раз. Например, задали вопрос службе поддержки или прошли другую воронку. Все эти данные помогают понять, выполняет ли бот цели, ради которых он создавался
Евгений КартухаСпециалист по чат-ботам и автоворонкам в мессенджерах и соцсетях

Читайте также:

Делайте больше контента с живыми людьми

При всей своей универсальности чат-бот — всего лишь робот, программный код. Пользователям удобно с его помощью получать информацию и совершать целевые действия. Однако не меньше, чем функциональность, пользователи ценят живой контент, с реальными людьми.

Пользователи нередко воспринимают ботов как источник спама. Поэтому мы доносим до аудитории, для чего создан бот и что от него ожидать, дополняем мини-программы видеороликами с живыми людьми и голосовыми сообщениями. Такой подход транслирует заботу о клиентах
Валерия СливкаПредставитель отдела внешних коммуникаций рекламного агентства «АЛИДИ Продвижение»
Также стоит добавить быстрые команды в боте, например "задать вопрос". Пользователь может запутаться и ему срочно нужно задать вопрос, но он не знает, как это сделать
Евгений КартухаСпециалист по чат-ботам и автоворонкам в мессенджерах и соцсетях
Создание бота в телеграм
В боте, который помогает HR-команде МТС искать дизайнеров, есть видеокружочки с руководителем направления. Так кандидаты могут узнать больше о боте, условиях работы и ценностях МТС.

Попробуйте превратить своего бота в персонажа

Если бот — не просто безликий ИИ, а «очеловеченный» персонаж со своей уникальной личностью, пользователям легче и приятнее с ним взаимодействовать. Например, digital-блогер и разработчик чат-ботов Дарья Яговитова создала виртуального помощника по имени Лу. Это не просто автоответчик, а полноценный ассистент со своим характером.

Лу помогает решать несколько задач:

  • Собирать базу подписчиков рассылки. Каждый новый пользователь, нажавший /start в боте, автоматически становится подписчиком и получает еженедельную рассылку с публикациями статей за неделю.
  • Выполнять рутинные задачи — напоминания о прямых эфирах, предложения оставить заявку на рекламу или заказать аналогичный бот.
  • Рассказывать об авторе блога, услугах и предстоящих событиях.
  • Направлять диалог в нужное русло в зависимости от целей пользователя. Например, бот для Telegram предлагает скачать полезный контент, оформить заказ или оплату.
Боты для телеграм канала
Пример работы чат-бота Лу для личного бренда
С помощью бота я могу проводить опросы, отслеживать лиды, анализировать воронки продаж. Если пользователю не хочется общаться с ботом, есть кнопка «Сотрудничать» — при нажатии открывается ссылка на ресурс, где также можно прочитать обо мне, моих услугах и оставить заявку. Это позволяет охватить аудиторию максимально широко. В итоге я получила рабочий инструмент продвижения с возможностью автоматизации рутинных задач. А главное — это уникальный пользовательский опыт, формирующий лояльное отношение ко мне
Дарья ЯговитоваDigital-блогер и разработчик чат-ботов

Читайте также:

Не перегружайте бот сложными механиками и сценариями

Чтобы бот выполнял свои функции, желательно сделать взаимодействие с ним максимально понятным и удобным. Упростите навигацию в боте, пропишите понятные варианты ответов и дайте возможность вернуться к предыдущим шагам при необходимости.

Если вы не планируете использовать данные пользователя (телефон, email), то убирайте эти шаги, они лишние и снижают конверсию от посещения до целевого действия. На этапе предзапуска стоит пройти весь бот нескольким разным пользователям и ответить на вопросы: "Прохождение бота было простым и понятным? Если нет, что можно добавить?", "Сообщения, кнопки в боте видны полностью? Они понятные и удобные?"
Евгений КартухаСпециалист по чат-ботам и автоворонкам в мессенджерах и соцсетях
Бот подписка телеграм
В боте от «Яндекс.Практикума» в главном меню всего две кнопки: вы можете попробовать бесплатный курс или пройти тест и узнать, какая профессия вам больше подходит.

 

Чат-бот в Telegram — универсальный и многофункциональный инструмент, который помогает закрыть широкий спектр задач:

  • помогает отделу продаж больше узнать о потенциальных клиентах перед звонком или встречей;
  • уточняет, какие услуги интересуют пользователей, удобное время для встреч и бюджетные предпочтения;
  • проводит интерактивные тесты и опросы, собирает полезные данные и позволяет улучшить маркетинговые стратегии;
  • берёт на себя рутинные задачи, например автоприветствия.

Читайте также:

МТС МаркетологТаргетированные SMS-рассылки,
реклама в соцсетях,
CPA-реклама и programmatic
О сервисеТаргетированные SMSSMS по своей базе PROТаргетированный обзвонРеклама в соцсетяхProgrammatic-рекламаCPA-рекламаИсследованияRCSМедиаСправкаКонтактыРаскрытие информацииДокументы ПАО «МТС»Политика обработки cookiesКомплаенс и деловая этика